(рим.) — древнеримская богиня производительных сил земли, роста растений, а также подземного мира, отождествляемая с греческой Деметрой. Впоследствии Ц. стала считаться дочерью Сатурна и Реи, сестрой Юпитера и матерью Прозерпины. Будучи первоначально богиней любой растительности, после отождествления с Деметрой Ц. стала считаться покровительницей только полезных растений — огородных и злаковых. Впоследствии она стала также богиней материнства и брака, хранительницей сельской общины. В честь Ц. в апреле ежегодно справлялись праздники-цереалии, а в декабре — сементивы. Вместе с Либером и Либерой Ц. входила в «плебейскую троицу», особенно почитаемую низшими слоями населения, ее верховным жрецом был плебей. Вместе с Теллус Ц. считалась богиней мертвых, наблюдавшей за правильностью проведения похоронных обрядов, ей были подвластны входы в преисподнюю и подчинялись божества загробного мира — маны. Ц. изображали зрелой женщиной с корзиной плодов, иногда в венке из колосьев.
(лат. Ceres, Cereris)
древняя италийская богиня плодородия и земледелия, мать Прозерпины; отождествлялась с греческой богиней Деметрой.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
древнеримская богиня производительных сил земли, роста растений, а также подземного мира, отождествляемая с греческой Деметрой. Впоследствии Ц. стала считаться дочерью Сатурна и Реи, сестрой Юпитера и матерью Прозерпины. Будучи первоначально богиней любой растительности, после отождествления с Деметрой Ц. стала считаться покровительницей только полезных растений - огородных и злаковых. Впоследствии она стала также богиней материнства и брака, хранительницей сельской общины. В честь Ц. в апреле ежегодно справлялись праздники-цереалии, а в декабре - сементивы. Вместе с Либером и Либерой Ц. входила в «плебейскую троицу», особенно почитаемую низшими слоями населения, ее верховным жрецом был плебей. Вместе с Теллус Ц. считалась богиней мертвых, наблюдавшей за правильностью проведения похоронных обрядов, ей были подвластны входы в преисподнюю и подчинялись божества загробного мира - маны. Ц. изображали зрелой женщиной с корзиной плодов, иногда в венке из колосьев.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Древняя италийско-римская богиня плодородия, которой поклонялись в храме на Авентине, одном из семи холмов, на которых расположен Рим, с играми в ее честь и популярным весенним праздником цереалий. Цереру очень рано стали отождествлять с греческой Деметрой, а ее дочь - Прозерпину - с Персефоной (Корой). Кроме того, Церера покровительствовала браку.
Цереру изображали Рубенс, Пуссен, Ватто, Бёклин. Церера появляется в маске, чтобы спеть свое благословение в конце пьесы Шекспира "Буря".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в римской мифологии хтоническая богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, подземного мира, насылавшая на людей безумие; богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сельской общины, защитница урожая от грабителей (ей посвящался казненный за ночную кражу урожая). В эпоху борьбы патрициев и плебеев Церера возглавляла плебейскую триаду (Церера, Либер и Либера) богов, которой в 493 г. до н. э. был сооружен храм в долине между Палатином и Авентином. Храм плебейской триады богов стал центром борьбы плебеев с патрициями, убежищем для преследуемых плебеев, местом раздачи им хлеба. После примирения патрициев и плебеев Церера стала почитаться как общая богиня. Церере были посвящены праздники жатвы зимнего посева, сопровождавшиеся цирковыми и сценическими играми, травлей лис, к которым привязывались факелы, и разбрасыванием орехов. Это должно было защитить от зноя посевы и стимулировать их рост. С Церерой связывалось изобретение земледелия и введение законов, приобщивших людей к цивилизации. Отождествлялась с греческой богиней Деметрой.
1) В римской мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греческой Деметре.
2) Одна из самых крупных (поперечник ок. 1000 км) малых планет (N 1), открыта Дж. Пиацци (Италия, 1801). Расстояние Цереры от Солнца изменяется от 2,55 до 3,05 а. е.
Цере́ра - в римской мифологии богиня произрастания и созревания злаков, покровительница материнства и брака, царица подземного мира мертвых.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
в римской мифологии богиня, вдыхающая жизнь во все растения. Защищает молодые побеги от непогоды, сорняков и ДРУГИХ опасностей. Вместе с Теллурой она посылала в помощь посевам легкий теплый ветер и питающий корни растений дождь, В честь Цереры устраивались торжсственые празднества - цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней Эти торжества особенно ревностно соблюдали низшие классы - плебеи. Они одевались в снежно-белые одежды, украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений восемь дней развлекались скачками цирке. Церере подносили свиней, плоды, медовые соты. В эти дни римляне устраивали у себя трапезы, приглашая всех проходящих отведать праздничные яства. Считалось, что радушное гостеприимство особенно угодно Церере. В храме богини находился архив сословия простолюдинов. Ежегодно из этого списка избирались достойнейшие люди, которые должны были заботиться о храме. Цереру всегда сопровождали бог и богиня виноградарства — Либер (другое его имя Вакх или Бахус) и его жена - добрая и прекрасная Либера.