ЧЕРНУХА, и, ж.
1. То же, что чернушка (во 2 знач.) (обл.).
2. Показ тёмных, мрачных сторон жизни, быта (прост. пренебр.).
(иначе Предтеченское) — село Нижегородской губернии, Макарьевского уезда, на правом берегу pеки Волги. Ч. еще сравнительно недавно славилась своей так называемой Маровской ярмаркой (12-15 сентября), на которую лет 20-30 тому назад пригонялось много скота из низовых губерний и привозилось разного товара на 300 тыс. руб. В настоящее время скота совсем не пригоняют и ярмарка вообще сильно упала. Свое название ярмарка получила от Маровской пустыни, ныне упраздненной.
(Ис 28:25-27) — небольшое растение с голубым цветком и такими же узкими листьями как на укропе. Семена чернухи имеют приятный запах и острый вкус, похожий на вкус перца. Древние употребляли их как приправу к кушаньям и к хлебу. Евреи возделывали это растение на своих полях и, по собрании с поля, околачивали палкой.
черн’уха (Ис.28:25,27) — происхождение и значение слова не известны (·возм., чернушка? — травянистое растение из семейства лютиковых, черные семена которого употребляются на востоке как пряность). В других переводах: тмин, укроп.
нагромождение мрачных, ужасных, неприглядных сцен, акцентация на неблагополучии, атмосфера безнадежности и патологии в произведении искусства.
Все это наличествовало в советском андерграунде — другой прозе и параллельном кино, а также в литературе писателей-деревенщиков, год от года становившейся все меланхоличнее. Однако сам термин прижился уже в конце 1980-х годов, применительно к перестроечным фильмам, романам либо репортажам, сконцентрированным на безобразиях в первую очередь социального плана. Среди героев таких текстов царили нищета, пьянство, наркомания, преступность, предательство. Положительные персонажи страдали, отрицательные — выигрывали. Даже если все герои были «хорошими», их стремительно заедала среда, в которой, как было понятно с первых минут просмотра или чтения, никто совестливый и теплокровный жить не может. Зло, в виде бытовой неустроенности, всемогуще и всепобеждающе, а просвет, если и появляется, то для того, чтобы острее подчеркнуть общий тупик.
Очень скоро Ч. распространилась настолько, что стало возможным даже судить о ней как об отдельном направлении в искусстве — как это сделал, например, Виктор Ерофеев в своем эссе о новой русской литературе «Русские цветы зла» (1993). Состоялся выход за сугубо социальные рамки, укоренились и физиологический, и мистический аспекты Ч., более присущие литературному и визуальному трэшу: дешевым серийным романам, малобюджетным триллерам и хоррорам, андерграундным комиксам. Клеймо «чернушника» ложилось на самых разных персон — от писателей Владимира Сорокина и Эдуарда Лимонова до режиссера-основателя некрореализма Евгения Юфита. В быту чернушником называли, к примеру, человека, снискавшего славу «энергетического вампира», обладателя «отрицательного биополя», склонного к психологическим манипуляциям. Наконец, «сидеть на черном» означало находиться в наркотической зависимости от препаратов, содержащих опиаты — ширки и героина.
Но, преимущественно, Ч. считается составной частью литературных и кинематографических текстов. Сейчас это, скорее, характеристика атмосферы, нежели сюжета. Чернушный антураж считается обязательным признаком серьезного немейнстримного фильма либо романа. А вот в трэше и постмодерне Ч. — прием, скорее, остраняющий, иронический, даже юмористический, как, например, в фильмах прославленной студии Troma. Времена, когда мрачное выражение лица означало расположенность к бунту, прошли. Сейчас это прерогатива скептиков, циников и будущих звезд.
Д. Десятерик
СМ.: Героин, Другая Проза, Комикс, Некрореализм, Параллельное Кино, Система, Трэш.
Урочище в 1,3 км западнее д. Деино Окнийской волости, деревня упоминается в «Списке ВГ» (1906г.). Слово «чернуха» на русском Северо-Западе означает «топь», «непроходимое место в болоте». Рядом действительно расположено болото.