честолюбие, честолюбия, мн. нет, ср. (книж. неод.). Любовь к почестям, жажда почестей, стремление к ним. Человек громадного честолюбия.
ЧЕСТОЛЮБИЕ, я, ср. Жажда известности, почестей, стремление к почётному положению.
ср.
Любовь к почестям, стремление к ним.
Честолюбие
♦ Ambition
Жажда успеха, часто нацеленная на будущее и выражающаяся в конкретных действиях. Честолюбие характеризует не столько нынешнее состояние (в отличие от гордыни) и нынешнюю деятельность (в отличие от рвения), сколько проекцию того и другого в будущее. Это непомерная страсть к будущему преуспеянию. Однако для осуществления своих амбиций честолюбец должен располагать определенными средствами, иначе это будет уже не честолюбец, а мечтатель или неудачник. Честолюбие предполагает перспективу, но действует в настоящем времени.
В зависимости от возраста человека честолюбие оценивается по-разному. В молодости и зрелости оно полезно, поскольку играет роль стимула; в старости становится бессмысленным, если нацелено на посмертные «достижения» (славу, благодарность потомков, спасение души), или попросту гнусным, если отражает стремление во что бы то ни стало сохранить власть и богатство или продлить жизнь. Пожалуй, самым приемлемым из честолюбивых помыслов можно было бы назвать стремление избавиться от честолюбия. Этому способствует успех, а также неудачи и усталость.
моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п. Нормальное, умеренное Ч. не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей. Непомерное и не подкреплённое собственной значимостью Ч. близко по значению к тщеславию - стремлению приобрести дешёвую или выдуманную славу. Болезненное Ч. превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху. Ч. у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями. В определённой мере стимулирование Ч. может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм. Ч. педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Ч. детей, но и своё, взрослое Ч. по отношению к детям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 318)