число, числа, мн. числа, чисел, числам, ср.
1. Понятие, служащее выражением количества, то, при помощи чего производится счет предметов и явлений (мат.). Целое число. Дробное число. Именованное число. Простое число. (см. простой1 в 1 знач.). Теория чисел (отдел математики, изучающий общие свойства чисел).
2. То же, что цифра в 1 знач. (старин.).
3. Тот или иной день месяца в его порядковом ряду, месте (при названии месяца слово "число" в речи обычно опускается, напр. "первое мая" вместо "первое число мая"). Первого числа (т.е. в первый день месяца) он возвращается из отпуска. Какое сегодня число? Какого числа твой день рождения? Пометить письмо задним числом (см. задний), завтрашним, вчерашним числом. «Июня третьего числа коляска легкая в дорогу его по почте понесла.» Пушкин. «В последних числах сентября... в деревне скучно, грязь, ненастье.» Пушкин.
4. только ед., кого-чего. Количество (кого-чего-нибудь, считаемого отдельными особями, единицами, штуками). Собралось большое число гостей. Число книг в библиотеке сильно возросло. Круглым числом (см. круглый в 3 знач.). «Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле.» Грибоедов.
5. только ед. Совокупность, ряд известного количества кого-чего-нибудь. «А смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.» Грибоедов. В числе присутствующих не оказалось ни одного математика. Все дружно принялись за работу, и новички в том числе.
6. Грамматическая категория, показывающая, об одном или о большем числе предметов идет речь (грам.). Единственное число. Двойственное число (указывает на два предмета). Множественное число (указывает на число предметов больше одного или, в языках, имеющих формы двойственного числа, - на число предметов больше двух). Изменяться в роде, числе и падеже.
• Без числа - в очень большом количестве, в бесчисленном множестве. «У нас же дорога большая была: рабочего звания люди сновали по ней без числа.» Некрасов.
ЧИСЛО, а, мн. числа, сел, слам, ср.
1. Основное понятие математики величина, при помощи к-рой производится счёт. Целое ч. Дробное ч. Действительное ч. Комплексное ч. Натуральное ч. (целое положительное число). Простое ч. (натуральное число, не имеющее других делителей, кроме самого себя и единицы). Рациональное ч. Иррациональное ч.
2. День календарного месяца по порядку счёта от начала к концу. В первых числах мая. Какое сегодня ч.? Задним числом пометить или датировать (уже прошедшим, более ранним числом, чем следует). Задним числом сообщить или узнать (позже чем следовало бы; разг.).
3. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося счёту. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.
4. Состав, ряд, совокупность кого-чегон. Пополнить ч. участников.
5. В грамматике: категория имени и глагола, специальными системами форм (парадигмами) выражающая единичность или множественность. Единственное ч. Множественное ч.
• В числе кого-чего, предлог с род. п. в составе какогон. множества, среди кого-чегон. Быть в числе лучших.
В число кого-чего, предлог с род. п. в состав какогон. множества. Попал в число отстающих.
К числу кого-чего, предлог с род. п. обозначает включённость в состав кого-чегон. Принадлежать к числу учеников. Проблема относится к числу наиболее сложных.
Из числа кого-чего, предлог с род. п. из состава какогон. множества. Назначить бригадира из числа рабочих.
В том числе (и), союз со знач. присоединения, включения считая, включая. Пошли все, в том числе и мы.
Без числа о неисчислимом множестве. Звёзд на небе без числа.
Числа нет кому-чему очень много. Поздравлениям нет числа.
По первое число (попадёт, достанется) кому (прост.). о строгом выговоре, наказании. Влетит тебе от отца по первое число.
| прил. числовой, ая, ое (к 1 знач.) и численный, ая, ое (к 1 знач.; спец.). Числовое программное управление (ЧПУ) (управление механизмами с помощью заранее составленных алгоритмов). Численное решение уравнений.
1. Syn: количество, численность (кн.)
2. Syn: дата, день, срок
Нет (несть) числа кому-чему и без числа - об очень большом количестве, о бесчисленном множестве кого-либо, чего-либо
Числом поболее, ценою подешевле - о погоне за количеством в ущерб качеству
Без числа - в очень большом количестве, в бесчисленном множестве.
► У нас же дорога большая была: рабочего звания люди сновали по ней без числа. Некрасов.
, -а, ср.
1. спец. Величина, при помощи которой производится счёт.
* Целое число. *
2. День месяца.
* В первых числах января. *
3. Количество.
* Большое число студентов. *
4. Состав, ряд.
* Быть в числе приглашённых. *
5. грамм. Категория, выражающая единичность или множественность предметов.
* Единственное число. *
|| прил. числовой, -ая, -ое и численный, -ая, -ое.
* Численный состав. Числовой ряд. *
♦ В том числе. Включая. Без числа. Очень много.
числ’о — хотя и является важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в Священном Писании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательное значение (см. семь, семь народов, три, тридцать, тьма, четвертый род). В древности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев — вплоть до Маккавейского периода), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода, связанной с этой особенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа, относящиеся к одному и тому же предмету (·срн. Быт.15:13 и Исх.42:20 ; 2Цар.8:4 ; 2Цар.10:18 и 1Пар.18:4 ; 1Пар.19:18 ; 4Цар.21:1 и 2Пар.33:1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел данный результат не получается (напр., ·Суд.20).
Многие древние философы, особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью всего во всем космосе. До сих пор выискиваются «замечательные» числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под названием «кабала» (отсюда «кабалистика»), которое считало все в Священном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняется нашей неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык, сохранять в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того или иного обстоятельства.
1) символ или объединение нескольких символов, представляющие количественную величину в определенной системе счисления;
2) абстрактное, лишенное особенного содержания обозначение какого-либо члена некоторого ряда, в котором этому члену предшествует или следует за ним какой-нибудь другой определенный член;
3) абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того же рода.
, как грамматическая категория.
1. Форма существительного, указывающая на различное количество предметов, обозначенных основой форм Ч. Форма Ч. существительных является формой несинтаксической, и именно формой словообразования, т. к. обозначает различные предметы мысли независимо от словосочетания, заключающего слова с этой формой.
2. Форма прилагательных, указывающая на отношение прилагательного к существительному, имеющему форму соответствующего Ч. или (в русском языке редко, гл. о. при употреблении прилагательного в роли сказуемого) – к двум или более существительным, обозначающим в совокупности количество двух или более предметов: злая собака – злые собаки, шляпа с белым пером – шляпа с белыми перьями, на нем шуба меховая – на нем шапка и шуба меховые. 3. Спрягаемая форма глагола, указывающая на отношение глагольного признака к предмету или предметам, которые обозначены или могут быть обозначены именительным падежом существительного в соответствующем Ч. или двумя или более существительными: стол стоит – столы стоят, я пишу – мы пишем, молчи – молчите, князь Игорь и Ольга на холме сидят, кошка с собакой дерутся. В русском яз., как и в древнейших индо-европейских языках Ч. обозначается различиями в образовании падежных форм существительных и прилагательных и личных форм глагола: рука – руки, руку – руки, руке – рукам и пр., злой – злые, злого – злых и пр., иду – идем, идешь – идете и пр. В настоящее время в русском яз. различаются формы двух Ч.: единственного и множественного, но раньше (до XII в.) он имел три Ч.: единственное, двойственное (обозначавшее парное число предметов) и множественное, унаследованные им от обще-славянского яз., а последним – от обще-индо-европейского. Двойственное Ч. сохранялось м. пр. в древне-греч. языке и до сих пор существует в словинском языке.