чистилище, чистилища, ср. (рел.). По учению католической церкви - место, в котором души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай.
согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562.
ЧИСТИЛИЩЕ, а, ср. В католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов, прежде чем попасть в рай.
| прил. чистилищный, ая, ое.
(purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). — Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч., промежуточное место между раем и адом [В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми римско-католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли, в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, все уменьшаясь, Ч. же находится по ту сторону центра, на поверхности другого полушария. Впрочем, в последнее время некоторые из римских богословов под Ч. разумеют не место, а состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями.], где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят, главным образом, два места из Св. Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф., XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор., III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором — слова об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле [В недавно открытом вероучительном памятнике, относящемся ко временам, непосредственно следующим за веком апостольским иизлагающем вкратце учение 12 апостолов ("Διδαχήτώνδώδεκαάποστόλων"), находятся, между прочим, следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании" (см. статью В. С. Соловьева "Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей" в "Православном Обозрении", 1885, декабрь, стр. 760). Эти слова новооткрытого памятника проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их нужно в том смысле, в каком объясняют их и св. отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.]. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать 11-й книги Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление о Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит апостол Павел в вышеприведенном месте. Блаженный Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей Западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем иадом (например, Матф., XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более спиритуалистический характер.
Б.
Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. с православным учением о мытарствах; но последние — только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из Ч. — в рай, путь из мытарств — и в рай, и в ад. Впрочем, в основной своей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, душиумерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самых чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого латинского учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений, как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того, что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о молитвах церкви за умерших — учение, содержимое и римской церковью.
См. Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов" ("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264); H. Беляев, "Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань, 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (Казань, 1 878); E. Успенский, "Обличительное богословие" (изд. 3-е, СПб., 1895).
Пройти через (или сквозь) чистилище - пройти через трудности, испытания
согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г.
(пургаторий), согласно католическому вероучению, — место, где души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.
Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощенный бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что дает им впоследствии возможность попасть на небеса.
Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-46). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осужденным на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».
Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы». благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.
Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.
Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.
Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Восточной церкви состояние душ умерших людей - временное ожидание вечной радости или вечных мук. При этом православные считают, что всемилостивый Бог, всё-таки, может облегчить вечную участь грешников и даже соделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – О упокоении их душ.
♦ (ENG purgatory)
(лат. purgatio - очищение)
известная в средневековом католицизме и разделяемая поныне римско-католической церковью доктрина. Ч. - место, где души умерших верующих, прежде чем вступить на небеса, проходят период очищения от грехов. Оно завершает посвящение.
(лат. purgatorium)
согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562.