— секта в Прибалтийском крае. Последователи ее называют себя "чтецами", а свои собрания — "чтениями". Чтения эти происходят по вечерам накануне воскресных дней и великих праздников, в частных домах. В воскресенье и праздники Ч. присутствуют сначала в кирхе, а по окончании богослужения идут на чтение в молитвенный дом, построенный недалеко от кирхи; затем устраиваются чтения в частных домах. Сами Ч. большей частью признают себя лютеранами. Ч., числящиеся православными, редко посещают храм, чаще являются в кирху и на чтения и не скрывают своих симпатий к лютеранству. В догматическом отношении Ч. ничего нового не проповедуют; если и встречаются у них мысли, несогласные с лютеранскими догматами, то это скорее результат неведения. Проповедь Ч. — нравственно-практического характера. Обычная тема их: время есть, покайтесь и исправьтесь, а то будет поздно. Они благодарят Господа, что Он сподобил их оставить грешную жизнь и жить свято. Главные грехи, обличаемые Ч. — пьянство, курение табаку, сквернословие, несоблюдение праздников, танцы. Проповедники обличают порочность не только на собраниях, но и в отдельной беседе с крестьянами и крестьянками. Из установленных молитв Ч. признают только молитву Господню; сам совершитель чтения экспромтом составляет молитву, делая намеки на лица и случаи жизни. Чтения совершаются по чину лютеранского богослужения; иногда поются особые песни, составленные по образцу лютеранских мелодий, причем совершитель чтения запевает, а народ поет следующие слова. Первый проповедник уступает место второму; иногда говорят до пяти чтецов. Возникновение чтений объясняется давним обычаем лютеранской церкви устраивать в отдаленных от кирхи местах, по воскресным и праздничным дням, частные богослужения в школах, с участием учителей. Еще недавно пасторы относились к Ч. враждебно и настаивали на закрытии их молитвенных домов, но теперь они покровительствуют движению и позволяют Ч. строить около кирхи молитвенные дома, устраивая в них по временам "библейские часы" для объяснения слова Божия. Проповедуют у Ч. и учителя лютеранских школ. Некоторые помещики позволяют устраивать чтения в своих домах.
См. священник А. Г-в, "Новая секта чтецов" ("Миссионерское Обозрение", 1902, январь, стр. 163-167).