город на востоке Китая. Территория Шанхая с прилегающими районами выделена в отдельную административную единицу. 6,2 тыс. км2. Население ок. 13,4 млн. человек (1993). Важный транспортный узел. Крупнейший морской порт страны в эстуарии р. Янцзы, на ее правом притоке Хуанцу, в 50 км от Восточно-Китайского м. (грузооборот св. 100 млн. т в год, главным образом внешнеторговые грузы). Крупный промышленный центр. Машиностроение, нефтепереработка, металлургия, полиграфическая, химическая, легкая (особенно текстильная) и пищевкусовая промышленность. 2 университета. Музеи. Шанхай вырос из рыбацкого поселка, возникшего в древности. С 16 в. торговый и ремесленный центр. Храмы Чэнхуанмяо и Юйфэсы с нефритовой статуей Будды, украшенной драгоценными камнями; 5-ярусная пагода Лунхуа.
город в Китае. Расположен в устье-эстуарии р. Янцзы, на её правом притоке ≈ Хуанпу, в 50 км от Восточно-Китайского моря. Первый по числу жителей в стране и один из крупнейших в мире. Вместе с прилегающей территорией выделен в отдельную административную единицу центрального подчинения. Площадь 5,8 тыс. км2. Население около 11 млн. чел. (1974). Ш. ≈ крупный промышленный, транспортный и торговый центр Китая, морской и речной порт (грузооборот ≈ около 50 млн. т в год), через который проходит до 1/2 внешнеторговых грузов страны. Важный узел железных и автомобильных дорог. В Ш. свыше 1 млн. промышленных рабочих, на его долю приходится более 1/7 промышленного производства Китая (по стоимости, 1973≈74). Тяжёлая индустрия производит свыше 50% валовой продукции промышленности города (против 14% в 1949). Машиностроение Ш. даёт свыше 1/4 всей продукции страны. Производится оборудование для электроэнергетической, нефтяной, горнодобывающей, полиграфической, бумажной, текстильной и пищевой промышленности, электроприборы, радио- и электронная аппаратура, автомобили, морские суда, станки, кино- и фотоаппараты, часы и др. Предприятия чёрной (выплавляется св. 2 млн. т стали) и цветной металлургии. Химическая промышленность (около 1/3 всей продукции этой отрасли в стране) базируется на привозном сырье, отличается многоотраслевой структурой: представлено производство минеральных удобрений, ядохимикатов, кислот, пластмасс, синтетических смол, химических волокон, резиновых, фармацевтических и др. изделий. Имеется нефтепереработка. Ш. по-прежнему остаётся одним из самых крупных центров текстильной промышленности в мире. На текстильных фабриках Ш. занято свыше 1/3 промышленных рабочих города, они выпускают около 1/5 общекитайского производства тканей, в том числе свыше 1/2 шерстяных и шёлковых. Значительные размеры имеют табачная (св. 1/2 производства в КНР), пищевая промышленность. Крупные издательства. В Ш. находятся: университеты Фудань, Дунцзи, медицинский, педагогический институты, институт иностранных языков; Филиал АН КНР, научно-исследовательские учреждения, ряд научных обществ, Астрономическая обсерватория, Шанхайская библиотека (св. 3,5 млн. тт. в 1977), Муниципальная библиотека (свыше 900 тыс. тт.) и др.; музеи.
Центральная часть города и его главные промышленные районы расположены по левому берегу р. Хуанпу и её притоку ≈ канализированной р. Усунцзян. К Ю. от центра, в Наньдао («Юж. город»), являющемся историческим ядром города, где сосредоточены основные архитектурные памятники, также размещаются промышленные предприятия и ремесленные мастерские. Старые промышленные районы, главным образом текстильные, ≈ Чапэй, Путо, Янпу и др.; новые районы ≈ Дэнпу, Миньхан, Гаоцяо, здесь преимущественно размещаются машиностроительные и химические предприятия. На правом берегу Хуанпу, в районе Дунчан (Путун) ≈ пристани и доки.
С. Н. Раковский.
Ш. вырос из рыбацкого посёлка Хуту, возникшего в древности. С 16 в. ≈ оживлённый торговый и ремесленный центр. По Нанкинскому договору 1842 был открыт для иностранной торговли. В Ш. были созданы в 1843 английский, в 1848 американский сеттльменты, в 1849 ≈ французская концессия (см. Сеттльмент ). В 1854 Великобритания, Франция и США захватили и вплоть до 1937 держали в своих руках управление шанхайской таможней. В 1860 и 1862 предместья Ш. являлись ареной боев между повстанцами-тайпинами и англо-французскими интервентами. Во 2-й половине 19 в. Ш. быстро превращается в крупнейший промышленный и торговый центр страны и основной опорный пункт агрессии капиталистических государств в Китае. Начиная с патриотического движения «4 мая» (1919) Ш. становится одним из главных центров национально-освободительного и революционного движения в Китае. В Ш. состоялся 1-й съезд компартии Китая (1921), здесь началась национальная революция 1925≈27. В 1926≈27 в Ш. произошли три восстания рабочих (см. Шанхайские восстания 1926≈27 ). С ноября 1937 по август 1945 Ш. был оккупирован японскими войсками. Из-под власти гоминьдановцев освобожден Народно-освободительной армией Китая 27 мая 1949.
В. П. Илюшечкин.
В центральной части города ≈ деловые и торговые районы с широкими озеленёнными улицами, многоэтажные дома (до 35 этажей) в духе европейской архитектуры или стилизованные в национальных традициях. На окраинах узкие, извилистые улицы, застроенные одноэтажными домами, мазанками и бамбуковыми фанзами. Памятники архитектуры 16≈19 вв.: храм Чэнхуанмяо, 5-ярусная, 8-гранная пагода Лунхуа, храм Юйфэсы с нефритовой статуей Будды (привезена из Бирмы). Ш. ≈ центр кустарных ремёсел: обработка кости, камня, металла, плетение, резьба по дереву, вышивка, ткачество.
или Шангай — открытый для иностранной торговли порт Китая, в юго-восточной части провинции Цзян-су, под 31°15' северной широты и 121°29' восточной долготы от Гринича, в 18 верстах от берега моря, у соединения рек Хуан-пу и У-сун или Вузун, как называют иностранцы эту речку и расположенное близ ее устья китайское поселение, играющее ныне роль предместья Ш. Имея в административном отношении лишь значение уездного города, Ш. имеет весьма важное и первенствующее значение среди всех остальных открытых для иностранной торговли договорных портов Китая.
Для иностранной торговли Ш. открыт по Нанкинскому договору 1842 г. Уже в 1843 г. в Ш., близ туземного города, на низкой, болотистой местности, англичане первые устроили свое поселение. Большая часть иностранцев, впредь до осушения и распланировки отведенной им местности, жила в это время в близлежащем местечке Нань-тоу и переселилась в европейский квартал лишь к 50-м годам. В настоящее время Ш. состоит из окруженного стенами китайского города, ничем не замечательного, и европейского поселения, состоящего из трех огромных сеттльментов: английского, французского и американского, растянутых вдоль реки Хуан-пу более чем на 6 верст. В 1848 г., вследствие возмущения китайской черни против иностранцев в Ш., английский консул Алькок блокировал вход в порт и остановил таким образом более десяти тысяч китайских джонок, перевозящих рис в Тянь-цзинь. Иностранцы на этот раз получили удовлетворение, но антиевропейские и другие беспорядки, происходившие в Китае в 1850-х годах, отразились и на Ш. В 1853 г. китайский город был занят тайпингами, которые удерживали его в своих руках около полутора лет, пока не были прогнаны европейским отрядом волонтеров, сжегшим лагерь мятежников. В начале 60-х годов китайцы-мятежники вновь пытались овладеть Ш., но в это время со стороны европейцев были уже приняты достаточные меры к обороне. В 1834 г. между китайскими войсками численностью в 10 тыс. человек и отрядом европейских волонтеров всего лишь в 300 человек произошло сражение, после которого китайцы-мятежники уже не рисковали нападать на европейские поселения. В Ш. были введены один английский и два индийских полка, после чего мирная жизнь города до боксерских беспорядков 1900 г. почти не нарушалась, хотя войска и были впоследствии выведены и их заменяли военные суда различных национальностей. Боксерские беспорядки вновь вынудили занятие Ш. международными отрядами, удалившимися из окрестностей города лишь только в самое последнее время. Во время беспорядков в крае китайские власти были лишены возможности сбора пошлин с товаров, привозимых в Ш, вследствие чего между шанхайским дао-таем (губернатором) и тремя консулами (американским, английским и французским) состоялось соглашение взимать пошлины под контролем европейцев. Таким образом была установлена иностранная администрация для взимания таможенных пошлин в Ш., признанная настолько удовлетворительной, что после заключения Тянь-цзинского трактата действия ее были распространены на все открытые порты Китая.
Ш. в первые годы после своего открытия развивался медленно и достиг своего настоящего первенствующего положения среди портов Дальнего Востока лишь благодаря открытию северных и речных, так называемых внутренних портов Китая, когда он сделался главным посредником в обмене товаров северного и центрального Китая на европейские, американские и индийские товары. Все операции этого порта носят главным образом комиссионный характер; этим можно объяснить огромное количество в нем банковых учреждений. Рост Ш. за последнее время лучше всего характеризуется возвышением ценности земли и почти полным отсутствием свободных участков в отведенных для европейских поселений частях. С 50 коп., которые платились за квадратную сажень в пятидесятых годах, цена в настоящее время возросла до 200 рублей и более. Это заставило иностранцев поселяться в окрестностях: окружающая город местность обратилась в сплошной пояс прекрасно устроенных европейских домов, связанных прекрасно содержащимися путями. В сам город еще со времени тайпингского восстания переселилось много китайцев, которые, не имея права на земельную собственность в черте европейских кварталов, живут здесь, подчиняясь европейскому режиму. Китайское население современного Ш. превышает 317 тысяч; иностранцев, по сведениям Гонконгского ежегодника, было в 1895 г. 4684, в том числе 2002 англичанина, 268 японцев, 357 американцев, 281 француз, 82 шведа, 399 немцев, 895 португальцев и испанцев и 31 русский. Климатические условия Ш. в общем благоприятны для иностранцев. При средней годовой температуре в 1 3° Ц. климат Ш. отличается сравнительной равномерностью; наименьшая температура в январе 1-3,5°, наибольшая летом 37°; реки никогда не замерзают, и снег выпадает только на самое непродолжительное время. Находясь в области юго-восточных муссонов, район Ш. имеет влажные, обильные осадками весну и лето и сухие осень и зиму; последняя характеризуется резкими северо-восточными ветрами.
С точки зрения внешнего благоустройства Ш. — вполне европейский порт. Улицы города правильно распланированы, хорошо вымощены, обсажены деревьями и прекрасно содержатся. Набережная представляет бульвар, украшенный огромными домами европейского типа. Город освещается электричеством. Несколько христианских храмов для европейцев и несколько миссионерских капелл для китайцев-христиан; прекрасные здания местного муниципалитета, масонского и местного клубов. В нескольких верстах от города, близ селения Сикавей, помещается огромная иезуитская коллегия, основанная в XVII в., с магнитной и метеорологической обсерваторией, которая посылает предупреждения обо всех тайфунах Тихого океана в китайские и японские порты. Ш. соединен железной дорогой с местечком Ву-сун. Дорога эта, построенная частным обществом еще в 1876 г. на протяжении 14 верст, была приобретена китайским правительством и умышленно уничтожена, а рельсы и подвижной состав перевезены на Формозу. Только в 1900 г. дорога была возобновлена. Местные дела находятся в ведении муниципальных советов, из которых один ведает дела французского сеттльмента, а другой — американского и английского; в состав муниципалитетов входят только иностранцы; на обязанности их лежат городское хозяйство и организация внутренней охраны города, для чего содержится образцово дисциплинированный отряд полицейских, состоящий из китайцев и сипаев. Выборные в муниципалитетах служат безвозмездно. Кроме общего совета, существуют различные "комитеты", заботящиеся об отдельных отраслях хозяйственного благоустройства поселения. Внутреннее управление Ш. послужило образцом для большинства остальных китайских портов, в которых существуют европейские поселения. Проживающие в Ш. иностранцы в судебном и административном отношении подведомственны своим консулам. Консульства Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Португалии, Соединенных Штатов, Франции, Швеции и Норвегии, России, Дании, Японии и Нидерландов. В Ш. сосредоточена вся отчетность и статистика по оборотам внешней торговли Китая. За последнее время образовалась первая в Китае чисто китайская торговая палата, организованная по образцу существующей здесь иностранной. Здесь же находятся учреждение для пересмотра договоров Китая с иностранцами и центральное управление Императорского китайского банка. В Ш. функционируют банки Русско-китайский, Гонконг-шанхайский, отделения многих европейских банков и частных банкирских контор и конторы многочисленных транспортных и пароходных обществ, редакции местных газет "China Daily", "North China Herald", "China Gazett" и др. Ш. важен как распределитель иностранных произведений по Китаю и как складочное место произведений этой страны, вывозимых на международные рынки. В 1880 г. общая сумма торговых оборотов Ш. доходила до 92 млн. лан, из которых две пятых составляла ценность вывоза, а остальное — ценность ввоза. В 1891 г. сумма торговых оборотов порта превысила 165 млн. лан. В 18 9 9 г. торговые обороты порта достигли 308 млн. лан. В эти цифры входят отчасти торговые обороты некоторых других весьма важных портов, как Тянь-цзинь, Хань-коу и Сватоу, в которые поступают товары через Ш. В числе предметов ввоза первое место в настоящее время принадлежит хлопчатобумажным изделиям. Обороты порта показаны в следующей табличке (в ланах):
1891 г. — 165543862
1894 г. — 195622371
1897 г. — 265678990
1898 г. — 251205837
По размерам и ценности вывоза первое место занимают шелк и чай, которых в 1898 г. вывезено: шелка на 29348659 лан, чая на 15376151 лан. Первое место между странами, участвующими в торговле Ш., принадлежит Англии и ее колониям. Она же занимает первое место по количеству приходящих в Ш. торговых судов; так, из общего количества пришедших в 1898 г. 6810 судов, на долю Англии приходилось 3116 судов, в том числе 2988 паровых.
Ср. Покотилов, "Китайские порты"; Гонконгский ежегодник; отчеты таможен.
Л. Бородовский.
(Shanghai)
2-я Японо-китайская война
13 авг. 1937 главный порт Китая был атакован 200-тысячной япон. армией при поддержке морских и военно-воздушных сил. Китайцы продержались три месяца до 8 нояб.