шахматы, шахмат, ед. нет (от перс. sah - царь и араб. mat - умер). Игра на доске в 64 клетки между 16 белыми и 16 черными фигурами, имеющая целью мат королю противника (см. мат1 в 1 знач.).
| Набор фигур для такой игры. Шахматы из слоновой кости. Купить шахматы.
Персидское – shah mat (поверженный король).
В русском языке слово «шахматы» встречается в письменных памятниках с XIII в. со значениями «интеллектуальная игра» и «фигуры для нее».
Производные: шахматный, шахматист.
(от перс. шах мат - властитель умер), игра 32 фигурами (по 16 - белого и черного цвета) на 64-клеточной доске для двух партнеров. Цель - поставить мат королю противника. Родина шахмат - Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 вв. В Международной шахматной федерации ФИДЕ (FIDE; основана в 1924) 149 стран (1995).
ШАХМАТЫ, ат.
1. Игра белыми и чёрными фигурами и пешками на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух партнёров стремится объявить мат королю соперника, а также соответствующий вид спорта. Играть в ш. Первенство мира по шахматам.
2. Фигуры и пешки для такой игры. Ш. из кости. Дорожные ш.
| прил. шахматный, ая, ое. Ш. кружок. Ш. порядок (расположение рядов одноцветных квадратов, по диагонали пересекающих шахматную доску).
X. Л. Борхес, "Шахматы", два сонета.
1. Два игрока в своем важном углу
Двигают должные фигуры. Доска
До зари навязывает им жесткий устав:
Черный и белый цвета — враги.
Строгая магия исходит от их форм:
Гомерическая ладья, веселый конь,
Одинокий король, ратователь-ферзь,
Уклончивый слон и пешка-боец.
Когда игроки поглощены игрой
И время съедает их одного за другим,
Это не предлог, чтобы кончить обряд.
Начал эту войну Восток,
Теперь ее кормит вся земля.
Как всякой игре, ей нет конца.
2. Тонкий король, гибкий слон, горький ферзь,
Рукопашная пешка, прямолинейная ладья, —
На расчерченных черных и белых полях
Они ищут боя и навязывают бой.
Они не слышат, что властная рука
Игрока над доской вершит их судьбу,
Не знают, что за твердокаменный рок
Правит их выбором и мерит их путь.
И такая же прихоть водит игроком
(Сказал Хайям) по расчерченной доске
В черные ночи и белые дни.
Мы движем пешки, нас движет бог,
А кто над богом начинает этот круг
Праха и времен и снов и смертей?
(от персидского "шах мат" - властитель умер)
древняя игра, возникшая в Индии; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. Используется в качестве модели научных исследований в ЭВМ, психологии и педагогике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 319)
Ч515.81