(от араб. ши'а - группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.
м.
Одно из двух основных направлений в исламе, признающее только Коран и
отвергающее большинство положений Сунны.
(араб. шиа – группа приверженцев) – одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в VII в. Шиизм – государственная религия в Иране, Йемене, распространен в Ираке и др. государствах.
(Шииты)
приверженцы различных религиозных течений в Исламе, которые считают Али ибн Абу Талиба и его потомков (Алидов) единственными законными халифами, религиозными руководителями и духовными наставниками. Первоначально шиитское движение выступало с политическими требованиями. Параллельно с этим, шло постепенное доктринальное закрепление шиитских идей. Доктринальный спектр шиитских групп самый разнообразный, начиная от ультрарадикальных и «крайних» (гулат), которых представители ортодоксального Ислама мусульманами не считают (в частности из-за обожествления Али и других имамов), до умеренных. В настоящее время большинство шиитского населения проживает в Иране, где шиизм-иснаашаризм является государственной религией. Много последователей шиизма разных толков живет в Ираке, Ливане, Пакистане, Индии и других странах. Но, в целом, они составляют меньшинство верующих-мусульман. Современный шиизм, в основном представлен двумя умеренными течениями - иснаашаритами и зейдитами. Имеется также достаточно много последователей исмаилизма. Группы «крайних» шиитов (гулат) живут в Турции, Сирии и других странах. История шиизма восходит к самому раннему периоду истории Ислама. После смерти пророка Мухаммада, его мединские сподвижники выдвинули в качестве его преемника кандидатуру ансара Саада ибн Убады. Однако мекканские сподвижники пророка (мухаджиры) - Абу Бакр, Омар и Абу Убайда прибыли на место собрания мединцев и убедили их избрать халифом Абу Бакра. Его кандидатура была поддержана подавляющим большинством мусульман и Абу Бакр, в 11/632 году, стал первым Праведным халифом. Часть мусульман же, в числе которых были и достаточно влиятельные люди (например, Абу Зарр Гифари, Салман аль-Фариси) считала, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Их предпочтение основывалось на хороших личных качествах Али, его заслугах в деле распространения Ислама, и на близком родстве с покойным пророком. Но сам Али, и его сторонники также признали законность халифата Абу Бакра. После смерти Абу Бакра, Али, вместе со всеми мусульманами, признал следующих халифов - Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Он присягнул и добросовестно помогал им в управлении Халифатом. После трагической смерти халифа Османа большинство мусульман присягнуло Али. Он стал 4-м халифом (34/656-39/661 гг.). Но нестабильная внутриполитическая ситуация в Халифате, вызванная мятежами в различных провинциях и деятельностью хариджитских групп, доставляла ему массу проблем (См. Али ибн Абу Талиб). После трагической гибели Али от рук хариджитского террориста Ибн Мулджама в 39/661 году, радикально настроенные сторонники Али призывали его сына Хасана ибн Али возглавить Халифат, и начать военную конфронтацию с правителем Сирии Муавией ибн Абу Суфьяном, который к тому времени оказался единственным реальным кандидатом на власть (См. Омейяды). Но Хасан понял, что не имеет возможности и сил продолжать противостояние и занял реалистическую позицию. Он отказался от власти в пользу Муавии. Сам Хасан умер вскоре после этих событий. Но сторонники халифата наследников Али, продолжили борьбу против династии Омейядов, которую основал Муавия. Очередной всплеск антиомейяадских настроений начался после трагической гибели Хусайна - второго сына Али Ибн Абу Талиба. После смерти Муавии в Куфе (Ирак) вспыхнуло восстание против его наследника Йазида. Восставшие требовали отстранения Омейядов от власти и передачи власти в Халифате потомкам Али ибн Абу Талиба, наиболее известным из которых был Хусайн. Поэтому они пригласили Хусайна в Куфу для того, чтобы он возглавил восставших. Хусайн выехал к ним, но уже на полпути получил известие о том, что восстание подавлено, а большинство куфийцев перешло на сторону халифского наместника Куфы Убайдуллы ибн Зияда. Тем не менее, он продолжил свой путь туда в сопровождении маленького отряда, насчитывающего несколько десятков человек, включая и женщин, хотя не имел ни малейших шансов на успех. Убайдулла ибн Зияд же выставил на всех дорогах к Куфе военные отряды. В 58/680 году, с одним из этих отрядов встретился Хусайн в местечке Нинава, на месте которого позднее возник город Кербела. Халифские войска взяли в окружение маленький отряд Хусайна и начали переговоры с ними. Но, вскоре между сторонами произошло столкновение, в результате которого внук пророка Мухаммада был убит и обезглавлен. Погибли еще десятки его родственников, друзей и приближенных. Немалую роль в этих трагических событиях сыграло предательство, которое совершили куфийцы против Хусайна. Вначале они позвали его в город, а затем перешли на сторону халифского наместника. Смерть Хусайна ибн Али стала началом массовых волнений в Халифате. Мусульмане были возмущены жестокой расправой над потомками пророка Мухаммада. Естественно, что это недовольство сразу стали использоваться сторонниками Алидов в политических целях. Но главной действующей фигурой в антиомейядском восстании стал Абдулла ибн Зубайр - сын знаменитого сподвижника пророка Мухаммада. В ходе противостояния с силами Омейядов в Медине и других регионах Халифата произошли жесточайшие столкновения и погромы, осуществленные омейядскими командирами. Несмотря на все усилия Абдуллы ибн Зубайра Омейядам удалось сохранить власть. Правда, после этого власть перешла к представителям побочной ветви этой династии Марванитам, которые сменили Суфьянитов. Закрепление власти Омейядов сопровождалось жесточайшими репрессиями против политической оппозиции. Эти репрессии продолжились и после их свержения Аббасидами, которые рассматривали Алидов в качестве своих политических соперников. За этот период шииты подняли несколько восстаний, которые не привели к результатам и были потоплены в крови. После всех этих процессов, в среде различных шиитских групп начал формироваться культ мучеников, сложились мистические представления о верховной власти в Халифате. У имамитов также было окончательно оформлено учение о сокрытом и ожидаемом имаме (аль-Каим). Одновременно с процессом постепенного догматического закрепления учения шиитских групп, уже со II/VIII века, они начали распадаться множество сект и течений, каждая из которых действовала против властей своими методами. Поводом для противоречий были недоразумения между шиитами по вопросу о новом лидере-имаме после смерти старого. С протяжением времени это дробление еще более увеличилось. Крупный догматический раскол в имамитском шиизме произошел в середине II/VIII века. После смерти 6-го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль-Казима. Однако часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила, а после него его сына Мухаммада ибн Исмаила. Они стали называться исмаилитами. После смерти Мухаммада, исмаилиты стали объявлять «сокрытыми» имамами (аль-Каим) всех его потомков. Связь «сокрытых» имамов с общиной осуществляли так называемые «уполномоченные», которые получали приказы «сокрытого» имама. Исмаилитам удалось создать в Египте и Северной Африке крупное государство - Фатимидский халифат. Помимо исмаилитов, различные государства образовывали и другие течения шиитов. Например, зейдиты приходили к власти в Табаристане (Иран) в III/IX веке, и на севере Йемена, где и сегодня живет основная масса последователей этого течения. Представители другой, хасанидской, ветви Алидов сумели создать государство Идрисидов в Северной Африке. Шиитами-иснаашаритами же были Бувайхиды (Буиды), которые создали обширную империю и контролировали деятельность Аббасидских халифов в 334/946-467/1075 годах. А в X/XVI веке к власти в Иране пришла шиитская династия Сефевидов. Но спустя 2 века Сефевиды были низложены. Политическая активность шиитов-иснаашаритов возобновилась в Иране только после революции 1978-79 годов, в результате которой они установили контроль над страной. Относительно особенностей религиозной доктрины основных шиитских сект см. Джафаритский мазхаб, Друзы, Зейдитский мазхаб, Имамиты, Исмаилиты, Иснаашариты, Нусайриты, Кайсаниты, Карматы, Курабиты, Сабаиты, Хакимиты.
(от араб. шиа группа приверженцев)
одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.
(от араб, аш-иша группировка, партия, приверженцы)
второе по числу последователей (после суннизма) направление в исламе. Возникновению Ш. положила начало образовавшаяся во вт. пол. 7 в. политич. группировка сторонников передачи власти в гос-ве Али ибн Абу Талибу зятю и двоюродному брату Пророка Мухаммада как его ближайшему родственнику и духовному преемнику. Эта группировка и стала ядром движения, к-рое привело впоследствии к расколу мусульманской общины на суннитов и шиитов. Шииты признают Коран божественным откровением, однако считают, что в османовой его редакции опущены стихи (аяты), имеющие отношение к Али. Принимают они и сунну, но только в той части, где цепь передатчиков хадисов восходит к Али. Ш. имеет свое предание ахбары, сборники к-рых почитаются шиитами как и шесть канонич. сборников хадисов, почитаемых суннитами. Шииты отвергают принцип выборности халифа. Они считают, что из четырех «праведных» халифов только Али имел право быть повелителем всех мусульман, первые же три халифа являются узурпаторами. После Али право наследования миссии Пророка Мухаммада может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и дочери Пророка Фатимы. Приверженцы самой многочисленной ветви Ш. имамиты верят, что таких наследников имамов было одиннадцать, начиная с Али, а двенадцатый имам скрылся в нач. 9 в. и стал махди (ведомым по пути Аллаха). По его возвращении на Земле восторжествует справедливость и наступит Золотой век ислама. Особенностью учения Ш. является такыйя разрешение скрывать свои религ. убеждения, если их обнаружение может оказаться опасным. Культовая практика Ш. не имеет существенных отличий от аналогичной практики суннизма. Наряду с паломничеством в Мекку (хаджем), шииты совершают паломничество в Мешхед и Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак), отмечают Ураза-байрам и Курбан-байрам. Особенно большое значение в Ш. придается десятидневной траурной церемонии в месяц мухаррам (первый месяц мусульманского лунного календаря), проводимой по имаму Хусейну сыну халифа Али и сопровождающейся проповедями, песнопениями и самоистязаниями ее участников. Приверженцами Ш. является подавляющее большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. В России шиитские общины издавна существуют в Дагестане. В последние годы в связи с усилением миграционных потоков из Закавказья они появились и в др. регионах.
А.А. Нуруллаев