шкода, шкоды, жен. (польск. szkoda) (обл.).
1. Убыток, изъян, вред.
2. Шалость, баловство, озорство, легкомысленный поступок.
ШКОДА, ы, ж. (прост.). Баловство, озорство, приносящее вред.
ж. стар. и южн. зап. (нем. Schaden?) шкота, стар. вред, убыток, потеря, урон, изъян, порча, протори. Много шкоды лугам, хлебу от скота, потравы. Кошка шкоды наделала. И тем все без шкоды и без убытку сделается. Ратн. Уст. Бывают кораблям шкоды, гибель, авария, Акты.
Шкода, нареч. южн. зап. жаль, досадно. Шкода, что не пришел. Шкодный, ко шкоде относящ. Шкодить, вредить, убыточить, изъянить, портить; причинять урон, убыток;
шалить, дурить, баловать, причиняя этим вред, порчу; проказить, прокудить, пакостить. Ребята шкодят, околицу разгораживают! Шкодливый, шкодный, убыточный;
шаловливый, своевольный, проказливый, прокудливый, пакостливый. Не учинят ли копания, или иные шкодливые лукавства, Ратн. Уст. Шкодливая кошка. Шкодлив (блудлив), как кошка, а труслив, как заяц. Шкодник м. -ница ж. прокудник, паростник, вредный шалун.
(Skoda) Йозеф (1805 - 81), австрийский терапевт, один из основателей т. н. новой венской школы. По происхождению чех. Дал научное обоснование перкуссии и аускультации. Труды по патологии кровообращения и легких.
«Шкода» (Škoda), предприятие тяжёлого машиностроения ЧССР, одно из крупнейших в Европе. Находится в г. Пльзень. Выросло из завода по производству с.-х. инвентаря, основанного в 60-х гг. 19 в.; значительно расширено перед 2-й мировой войной 1939≈45. В послевоенные годы продукция предприятия сыграла важную роль в восстановлении чехословацкой экономики, развитии экономического сотрудничества ЧССР с социалистическими странами. В 1951 «Ш.» присвоено имя В. И. Ленина.
На предприятии в середине 70-х гг. было занято свыше 45 тыс. рабочих и служащих. Производственная программа «Ш.» охватывает более 50 отраслей машиностроения. Основная продукция: паровые турбины, турбо- и гидрогенераторы, компрессоры, трансформаторы, прокатное и литейное оборудование, подъёмные краны, крупные металлообрабатывающие станки, электровозы, троллейбусы и др. Около 40% продукции экспортируется главным образом в СССР и др. социалистические страны. С начала 70-х гг. в соответствии с расширяющимся сотрудничеством между странами ≈ членами СЭВ в области атомной электроэнергии начался выпуск оборудования для атомных электростанций.
Н. Н. Пусенков.
одна из крупнейших компаний Чехии, специализирующаяся на машиностроении. Под маркой «Шкода» работает также «Шкода Авто» – чешская фирма по производству автомобилей, один из четырех старейших мировых производителей. С 1991 г. она входит в состав концерна Volkswagen AG.
Эмиль Шкода - Emil Škoda (1839–1900)
чешский инженер и предприниматель. Родился в городе Пльзень в семье местного врача Франтишека Шкоды, который за заслуги в области здравоохранения получил дворянский титул. Изучал инженерное дело в Праге и в Карлсруэ. В 1866 г. становится главным инженером на машиностроительном предприятии, принадлежавшем графу Эрнсту фон Валленштейн-Вар-тенберг, основанном в Пльзени в 1859 г. и производившем мельничное оборудование. В 1869 г. выкупил это предприятие и начал расширять производство и ассортимент производимой продукции. В 1886 г. предприятие было вынесено за пределы города и к нему была проведена железная дорога. В конце XIX – начале XX в. «Шкода» – крупный машиностроительный концерн с современным литейным и металлообрабатывающим производством. Здесь же производилось и оружие. Торговая марка «Шкода» сохранилась за заводом «Шкода Авто» в городе Млада Болеслав. Предприятие было организовано в 1896 г. Вацлавом Клементом и Вацлавом Лаурином для производства велосипедов «Sla-via», а с 1898 г. – также и мотоциклов. В 1903 г. здесь начался выпуск автомобилей Laurin & Klement. В 1926 г. предприятие вошло в состав концерна «Шкода».
(Skoda)
(Skoda Automobilova A. S.)
чешская фирма по производству автомобилей. Штаб-квартира находится в г. Млада-Болеслав. «Шкода» была основана в 1925 на базе известной чешской компании «Лаурин и Клемент». В середине 90-х годов фирма Skoda вошла в немецкий концерн Volkswagen, и благодаря этому предприятие в Чехии удалось значительно обновить. С этого момента началась ее активная деятельность в Европе. В настоящее время компания осуществляет выпуск моделей Skoda Octavia и Skoda Felicia различных модификаций, отвечающих международным стандартам и продающихся по достаточно приемлемым ценам. Skoda Octavia LX обладает рядом привлекательных черт, отличающих ее от схожих моделей других немецких фирм. Платформа автомобиля заимствована у Volkswagen Golf, на которую устанавливаются пятнадцатидюймовые (на модели LX — четырнадцатидюймовые) колеса. Выпускается с кузовом «хэтчбек». Машина оснащена бензиновым 4-цилиндровым рядным двигателем с впрыском топлива мощностью 75 л.с. В комплектацию автомобиля входят две надувные подушки безопасности, электропривод стеклоподъемников, поворотно-сдвижной люк на крыше и противоугонное устройство. Модель Skoda Felicia, выпускаемая в вариантах «хэтчбек» и «универсал», оснащается как бензиновым, так и дизельным двигателем. В конце 1994 она сменила модель Skoda-Favorit. В 1999 планируется выпуск Skoda Felicia в новом исполнении, в которой все более заметно влияние концерна Volkswagen. Машина будет оснащена 4-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 1 л и мощностью примерно 50 л.с., внутренняя отделка практически не изменится, а по размерам эта модель будет соответствовать прежней.