шмальта, шмальты, мн. нет, жен. (тех.). То же, что смальта.
Азур.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
— Синяя минеральная краска, в настоящее время с развитием фабрикации ультрамарина потерявшая в очень значительной степени свое прежнее значение. Прежде ее много расходовалось для подцветки тканей, бумаги, гончарных изделий и т. п. К числу хороших качеств этой краски относится ее постоянство по отношению к свету, кислотам и щелочам, а также и совершенная неизменяемость при смешении с другими пигментами. Она может употребляться или как водяная, или как масляная краска, но ввиду слабой красящей способности эта краска не принадлежит к числу продуктивных. По химическому составу она представляет двойную кремнекислую соль кобальта и калия, или, следовательно, кобальтовое стекло, содержащее в незначительном количестве примесь глинозема, окисей железа и свинца. Цвет сильно изменяется в зависимости от количества и качества этих примесей. В продажу поступает измельченная в мельчайший порошок. Центром этого производства является Саксония, где исходный материал для приготовления этой краски кобальтовая руда, сафлор или цафра (см.) находится в значительном количестве. Кроме шпейсы берут поташ и песок. Кобальтовая руда, очищенная от пустой породы, разбивается на куски соответствующей величины и прокаливается до красного каления в отражательной печи, снабженной высокой вытяжной трубой для удаления выделяющихся сернистых и мышьяковистых паров по возможности на большую высоту. По охлаждении руда, состоящая уже главным образом из закиси кобальта (она называется цафра), тщательно измельчается и затем смешивается с указанными выше материалами и сплавляется в горшках в стеклоплавильной печи для получения синего стекла. Вынутое из печей стекло гасится водой, вследствие чего оно делается хрупким. Тщательным измельчением в толчеях, измалыванием с водой и отмучиванием получают несколько сортов шмальты, которая ценится тем дороже, чем больше кобальта входит в ее состав.
А. П. Л. Δ.