шпангоут, шпангоута, муж. (голланд. spanhout) (мор., авиац.). Поперечный брус в остове судна или дирижабля, являющийся основой для обшивки или оболочки.
| собир. Совокупность таких брусьев.
(нидерл. spanthout),..
ШПАНГОУТ, а, м., также собир. (спец.). Ребро корпуса судна, дирижабля или фюзеляжа самолёта, служащее основой для обшивки.
м.
Поперечный кривой брус в корпусе судна или самолета, обеспечивающий прочность и
устойчивость бортов и днища.
— ребра судового остова (см. Судостроение); на деревянных судах делаются из деревьев, преимущественно имеющих уже естественную кривизну; на металлических — из угольников, приклепанных к обшивке; для увеличения жесткости Ш. к одному угольнику приклеивается другой (обратный угольник), так что получается профиль в виде Z; для получения еще большего момента сопротивления между обоими угольниками вставляется лист (флор). Часто вместо составного Ш. из угольников берут прямо Z-образный или коробчатый профиль полосы, что дает экономию в весе и работе.
Р. Л—н.
ребро жесткости наружной обшивки корпуса корабля (судна) или фюзеляжа самолета, расположенное в поперечной плоскости, элемент поперечного набора. Шпангоуты являются опорами листов наружной обшивки. Представляют собой балки таврового сечения. На уровне палуб шпангоут замыкается поперечными связями бимсами. Шпангоут в среднем по длине корпуса сечении называется мидель-шпангоутом, изображение которого на чертеже позволяет судить о размерах корабля, его некоторых конструктивных особенностях.
ребро судового остова. На деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну; на металлических - из угольников, приклепанных к обшивке.
1) элемент поперечного набора корпуса (ребро жёсткости наружной обшивки) корабля, дирижабля, фюзеляжа самолёта;
2) изображение поперечного сечеиня корпуса корабля на чертеже. Сечение в середине длины корабля называется ми-дель-Ш.