(санскр., букв. - то, что может быть услышано), интервал величиной менее полутона (ок. 1/4 тона).
(от санскрит. ç ru — слушать: çruti = слушание) — технический термин в индийской литературе для всех тех сочинений, которые считаются сообщенными путем божественного откровения. Первоначально это имя носили только мантры и брахманы, но позже оно было распространено и на упанишады. Термину Ш. противополагается смрти, т. е. предание, традиция. Различие между этими двумя источниками литературных памятников (Ш. и смрти) проведено через всю индийскую литературу туземными авторитетами и было выработано брахманами еще до возникновения буддизма.
С. Б—ч.
(санскр. слышать) — минимальное расстояние между двумя звуками, а также принцип организации звукоряда в индийской классической музыке, подразумевающей его деление на 22 неравных по величине интервала. Шрути — наименьший интервал и средство музыкальной выразительности, способствующее выявлению эмоционально-психологического состояния. Каждый шрути имеет свое название (неизменный, блистающий желанный, прекрасный и т. д.). Шрути делятся на пять групп: жгучие, широкие, нейтральные, нежные и жалобные. Наличие шрути является свидетельством высокой степени развитости и утонченности классической индийской музыки.
Shruti
"услышанное", так обозначаются писания: Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Все другие поучительные книги (в том числе и "Махабхарата") относятся к "преданию" – Smriti. Шрути пользуются безусловным авторитетом, тогда как авторитет Смрити относителен.