штопор, штопора, муж. (нем. Stopper).
1. Винтовой стержень для откупоривания бутылок.
2. Фигура высшего пилотажа - стремительное падение вниз по винтовой линии (авиац.). Самолет пошел в штопор.
ШТОПОР, а, м.
1. Винтовой стержень для откупоривания бутылок.
2. Падение (летательного аппарата) по винтовой линии с одновременным вращением; такая фигура высшего пилотажа (спец.). Войти в ш.
| прил. штопорный, ая, ое.
м. пробочник, простой крючок или завойное шило, для откупорки бутылок.
(от нидерл. stopper), в авиации - падение самолета или планера по крутой винтовой линии с вращением вокруг всех трех осей. Иногда выполняется в качестве фигуры высшего пилотажа.
(голл. stopper, от stop ≈ пробка),
свёрнутый в спираль стержень из толстой, обычно стальной проволоки (диаметром 10≈20 мм); имеет на конце швартовочное кольцо. Ввинченный в грунт, дерево, лёд Ш. служит для швартовки самолётов, планёров, вертолётов, небольших судов, крепления палаток и др.
Пробочник (нем. Korkzieher), винтовой стержень с кольцом или рукояткой на конце, применяемый для вытаскивания пробок и различных заглушек.
В авиации ≈ особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим самовращения (авторотации). Ш. подразделяется: по виду ≈ на нормальный и перевёрнутый, по углу наклона продольной оси самолёта к горизонту ≈ на крутой (50≈90╟), пологий (30≈50╟) и плоский (< 30╟), по характеру протекания ≈ на устойчивый и неустойчивый. Сваливание и попадание самолёта в Ш. происходит при выходе его на закритические углы атаки. В процессе лётных испытаний опытных самолётов для обеспечения выхода из уже развившегося (устойчивого) Ш. применяются противоштопорные парашюты или ракеты. Впервые преднамеренный ввод самолёта в Ш. осуществил русский военный лётчик К. К. Арцеулов (1916). Проблемой Ш. в 1918≈19 занимался английский учёный Г. Глауерт. Теоретическое обоснование Ш. разработано сов. учёным В. С. Пышновым , а дальнейшие экспериментальные работы по Ш. выполнены А. Н. Журавченко .
С. Я. Макаров.
♦ "Пусть я не микроскоп, а штопор, все равно не стоит мною гвозди забивать!" — Маршак говорил: если человека расстреливают, пусть это делает тот, кто владеет винтовкой.
движение летательного аппарат по вертикальной нисходящей спирали малого радиуса при больших углах атаки, возникающее обычно после потери скорости полета.
в авиации, самопроизвольное вращение самолёта (пла* ибра) вокруг его продольной и поперечной осей со снижением по крутой винтовой линии. Конструкция современнык самолётов обеспечивает полёт иа больших углах атаки без срыва в Ш.
вид движения самолета (падение с вращением), весьма опасный, при намеренном исполнении - фигура высшего пилотажа:
* "Он круто поднимается в воздух, и я ставлю его как можно отвесней, на волос от штопора". - Астронавты *