м.
То же, что: штос.
(Фрейт Stoss) — знаменитый немецкий скульптор; род. около 1450 г. В 1477 г. отправился в Краков, где в 1489—97 гг. неоднократно значился цеховым мастером; разбогатев там, в 1496 г. возвратился в Нюрнберг. В 1504 г., попавшись в подделке денежного документа, был наказан наложением клейм на обе щеки, в 1505—1506 гг. не раз сидел в тюрьме, но в 1507 г. получил от императора Максимилиана I прощение и восстановление в своих гражданских правах. Умер в 1533 г., достигнув глубокой старости и ослепнув за несколько лет до смерти. Прославился преимущественно работами, резанными из дерева и раскрашенными. Замечательнейшие из сохранившихся его произведений — большой алтарный складень в Мариинской церкви в Кракове, с изображением в средней части Успения Богородицы и ее небесного коронования, а на створках — эпизодов из земной жизни Спасителя и жития Пресвятой Девы (1477—84); роскошный саркофаг короля Казимира IV в краковском соборе, вырубленный, против обычая художника, из красного гранита (1492); надгробный памятник епископу Олещинскому в гнезенском соборе; резная икона в нюренбергской церкви св. Лаврентия, изображающая благовещение, окруженное венком роз, среди которого представлены в медальонах "семь радостей Богородицы" и семь других новозаветных сцен (1518); статуя Мадонны (так называемый "Вельсеровский алтарь") в нюренбергской церкви Богородицы; "Се Человек" в гейльбронской церкви и "Распятие" в нюренбергской церкви св. Себальда. Все эти скульптуры отличаются, сверх мастерства их технического исполнения, благородством изображенных фигур и искренностью выраженного в них религиозного чувства, но драпировки на них походят на густо накрахмаленные и образуют резкие, угловатые складки. Ш. приписываются седалища в хоре краковской церкви Богородицы и не сохранившаяся модель, по которой П. Фишер изготовил знаменитую раку св. Себальда, находящуюся в нюренбергской церкви имени этого святого. Кроме скульптуры, Ш. занимался также и гравированием: известны девять его гравюр религиозного содержания и два листа гравированных орнаментов; как те, так и другие составляют теперь большую редкость.
Ср. Bergau, "Der Bildschnitzer Veit Stoss und seine Werke" (Нюрнберг, 1877).