(санскр., букв. - пустота), одно из основных понятий буддизма махаяны, психическое состояние, в котором снимается противопоставление реальности и нереальности, бытия и небытия, что служит главным признаком "освобождения" (нирваны). Впервые появилось в "Праджа-парамита-сутрах" ("Сутрах о высшей мудрости"), развито в учении Нагарджуны (см. Мадхьямика).
Шуньята
(санскр.) — "пустота". В философии Ш. понималась как относительность или условность: являлась фундаментальным понятием для всей махаяны и доминирующей темой для всей праджнянарамитской лит-ры. Термин появляется уже в хинаяне, но концепция пустоты (шуньявада) получает полную разработку у Нагарджуны, сформулировавшего ее исходные принципы как "троякую истину": 1) все вещи пусты, т. к. не имеют субстанциональной реальности; 2) все они временны; 3) все вещи представляют собой синтез пустоты и временности. Нагарджуна считал "пустыми" даже дхармы, поскольку они по своему происхождению зависимы и имеют значение лишь в контексте всех своих связей. В махаяне Ш. является синонимом закона зависимого происхождения.
Н. А. Канаева