грузовое судно для перевозки древесной щепы - сырья для целлюлозно-бумажного, гидролизного производств и изготовления древесноволокнистых и древесностружечных плит. Высокий удельный погрузочный объем щепы (3,6-4,2 м3/т) определил конструктивные отличия щеповозов, обеспечивающие максимальный объем грузовых помещений: чрезвычайно высокий борт (отношение высоты борта к осадке у щеповозов на 30-70% больше, чем у судов для перевозки навалочных грузов), кормовое расположение машинного отделения, минимально допустимые высоту двойного дна и длину форпика, отсутствие промежуточных палуб и борт цистерн и др. Грузовые люки щеповоза имеют максимальную ширину, а крайний междудонный лист - уклон к диаметральной плоскости, что способствует повышению скорости грузовых работ. По оснащенности, зависящей от условий эксплуатации, щеповозы разделяются на 3 группы: с грузовыми устройствами для погрузки и выгрузки, с грузовыми устройствами только для выгрузки, без грузовых устройств. Основными элементами грузового устройства щеповоза являются: катучие или стационарные краны высокой производительности (200-400 т/ч), оснащенные многолепестковыми грей-ферами; продольные и поперечные транспортеры; катучие или стационарные бункера, воздушные штивочные механизмы. Для подгребания щепы в просвет люка при выгрузке используют бульдозеры. Одним из прогрессивных способов, обеспечивающих высокую эффективность погрузочно-разгрузочных работ, является транспортировка щепы в виде смеси с водой (пульны) на судах пульповозах. Однако это осуществимо только на линиях между специально оборудованными портами, что ограничивает возможности такого способа перевозок.