13 мая 2024
450 тысяч слов
+14 за сегодня

Значения слова эгалитаризм

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Современный экономический словарь. 1999
Словарь экономических терминов
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Политическая наука: Словарь-справочник
Политология. Словарь терминов

Словарь Ушакова

эгалитаризм

эгалитаризм, эгалитаризма, мн. нет, муж. (см. эгалитарный) (социол.). Название мелкобуржуазных утопических общественных теорий, проповедующих имущественное равенство при сохранении принципа частной собственности на средства производства.

Энциклопедический словарь

эгалитаризм

(франц. egalitarisme, от egalite - равенство), концепция всеобщей уравнительности как принципа организации общественной жизни. Приверженцы эгалитаризма - Жан Жак Руссо, якобинцы, Г. Бабеф; характерен для "казарменного коммунизма". Эгалитаризм - вульгарное извращение принципа социального равенства.

Словарь Ефремовой

эгалитаризм

м.
Представления о необходимости равенства в распределении богатств и доходов.

Современный экономический словарь. 1999

эгалитаризм

(франц. egalitarisme, от egalite - равенство)

стремление к уравнительному распределению ресурсов и благ как основному способу устранения противоречий в экономике и обществе; утопическая теория.

Словарь экономических терминов

эгалитаризм

(франц. egalitarisme, от egalite - равенство)

   стремление к уравнительному распределению ресурсов и благ как основному способу устранения противоречий в экономике и обществе; утопическая теория.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

эгалитаризм

   концепция всеобщего равенства, получившая широкое распространение с эпохи буржуазных революций (Руссо, Бабеф). Исторически сложилось две основные концепции Э. — равенство возможностей и равенство результатов.

Политическая наука: Словарь-справочник

эгалитаризм

(франц. egalitarisme, от egalite равенство)

1) всеобщая уравнительность как принцип организации общественно-политической жизни; вульгарное извращение принципа социального равенства;

2) идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения, как основу организации общественной жизни.

В первоначальных формах в эпоху античности и средневековья был связан с требованием уравнительного передела земли. В эпоху раннего капитализма сложились два основных течения. Первое выступало за уравнение имуществ индивидуальных производителей при сохранении частной собственности (Ж. Ж. Руссо). Идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж. Ж. Руссо, пыталась осуществить якобинская диктатура. Второе течение, связанное с первыми утопиями, которые предлагали уравнительной распределение труда и продуктов на базе общности имуществ (напр., бабувисты; см. Г. Бабеф, а также в советское время "модный" принцип коммунизма - "от каждого по способностям - каждому по потребностям"). Принципы всеобщего аскетизма и грубой уравнительности, характерны для ранней коммунистической литературы и создания коммун в Советской России в период Гражданской войны. Особенно рельефное выражение получил в "казарменном коммунизме", нивелирующем способности и потребности людей.

Политология. Словарь терминов

эгалитаризм

(от фр. egalite - равенство) - общественно-полити­ческая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом в пон­имании которого является равенство имущества, поэтому часто эга­литаризм характеризуется как утопическая теория. Следует отме­тить, что есть и другие концепции эгалитаризма как равенства воз­можностей и как равенства результатов, для них очень важными яв­ляются проблемы вклада и вознаграждения, способностей и потреб­ностей, перераспределения доходов.

Идеи эгалитаризма получили широкое распространение в эпоху буржуазных революций (Ж.-Ж.Руссо, Г.Бабеф и др.), хотя истоки его уходят в общественные движения Древней Греции, Рима, религи­озные учения.

Проблемам эгалитаризма особое внимание было уделено в марксизме. При капитализме, как считал Маркс, изменение высоты и профиля экономического неравенства могло быть практически безграничным, но при социалистической форме социальной организации этот чрезвычайно рельефный профиль мог бы превратиться в абсолютно «плоскую» форму общества экономического эгалитаризма. Конечно, подобные взгляды в реальной жизни осуществить невозможно.

В современных условиях можно выделить различные подходы к проблеме равенства: неолибералы и социал-демократы являются сто­ронниками умеренного эгалитаризма, стремятся найти компромисс между равенством возможностей и равенством результатов, выступают за сглаживание имущественных различий, недопущение большого раз­рыва между доходами и т.п. Основной инструмент - государственное регулирование (налоговая политика, дотации, социальные программы и т.п., что можно объединить понятием "государства благосостоя­ния"; неоконсерваторы очень отрицательно относятся к этой идее, ибо считают, что она противоречит принципу свободы и самой приро­де человека, а искусственно насаждаемое равенство результатов подрывает эффективно функционирование всего общества и прежде всего его экономической системы, порождает иждивенческие настрое­ния; в коммунистической идеологии идея равенства всегда была пер­востепенной, преобладающей по отношению к свободе. Однако, общественная практика свидетельствует, что реализация идей равенства имущества как условия подлинного эгалитаризма (Г.Бабеф) неизменно связана с насилием, а идеал оказывается недостижимым, в обществе с неизбежностью появляются "более равные". Об этом нам напоминает знаменитая оруэлловская «социалистическая» заповедь «все животные равны, но некоторые животные равны более чем другие».

Коновалов В.Н.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом эгалитаризм

  • Как и в случае со словами-клише «антииерархичность», «плюрализм», «релятивизм» и «эгалитаризм», когда бы вы ни услышали понятие «маргинализация» и критику обозначаемого им феномена, вы практически всегда можете быть уверены, что находитесь в присутствии зеленого мема.
  • На плюралистском релятивизме, крайнем эгалитаризме, мультикультурализме и разнообразии, доходящем до помешательства, на ненависти к иерархиям, деконструктивном постмодернизме, на «я занимаюсь своим делом, а ты занимайся своим», на приоритете «я» и «моего».
  • Более того, Бог ведет людей к тому, чтобы они по мере возможности устремлялись к полному райскому эгалитаризму в браке, – не отрицая ценности руководящего лидерства, которое может потребоваться в падшем мире ради домашнего мира и согласия.
  • На фоне в прошлом христианского и маздеанского населения, где нуклеарная семья уже была крепкой, эти законы поощряли эгалитаризм и социальную мобильность, особенно среди мужчин, которым ислам благоволил и в других отношениях.