эгоцентризм, эгоцентризма, мн. нет, муж. (от лат. ego - я и centrum - центр) (книж.). Крайний индивидуализм, взгляд на себя как на центр мироздания.
(от лат. ego - я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном "я".
ЭГОЦЕНТРИЗМ, а, м. (книжн.). Крайняя степень эгоизма.
| прил. эгоцентрический, ая, ое.
м.
Крайняя форма проявления эгоизма и индивидуализма, образовавшаяся на основе
умозаключения, что личное "я" составляет центр всего мироздания.
♦ Ахматова говорила: когда на улице кричат "дурак", необязательно оборачиваться ("Арион" 1997, 1).
отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я».
(от лат. ego - я + centrum - центр)
позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т. п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе Э. лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.
Э. отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах.
В психологии Э. рассматривается в различных аспектах, выделяются следующие его виды: познавательный Э., характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный Э., проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный Э., затрудняющий общение (прежде всего - речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т. п. В целом Э. так или иначе связан с познавательной сферой.
Крайне выраженный Э. представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь «зеркалом» собственных высказываний больного.
По мнению ряда психологов, Э. представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.
Наиболее последовательно идея детского Э. развита в работах Ж.Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен так называемой эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского Э. В 60-70-х гг. полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными П.Ллойд, Т.Бауэр, М.Хьюз и др.), указывавшими, что они скорее свидетельствуют об Э. экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка.
Наиболее аргументированная критика концепции детского Э. принадлежит Л.С.Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи - промежуточным между громкой устной речью и речью внутренней. То есть в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Э., согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.
В современной психолого-педагогической литературе Э. преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается (к 10 - 12 годам) за счет развития механизма децентрации.
Однако Э. в той или иной степени свойственен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.
Э. взрослых людей нередко служит причиной осложнения межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания Э. родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т. п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.
Преодоление Э. - одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.
♦ Лит.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1932, новое издание - М., 1994; его же - Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М., 1969; Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972; ее же - Теория Пиаже: за и против. - М., 1987; Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. - Т. 2. - М., 1982; Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985; Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Под ред Г.В.Бурменской, Л.Ф.Обуховой. - М., 2001.
Эгоцентризм
♦ Egocentrisme
Стремление ставить себя в центр всего. От эгоизма отличается принадлежностью к более интеллектуальному измерению. Эгоизм предосудителен, тогда как эгоцентризм может рассматриваться скорее как иллюзия или ошибка в оценке перспективы. Именно через призму эгоцентризма непосредственно воспринимает мир ребенок или идиот.
Лекарством от эгоцентризма будет смещение взгляда, его децентрирование; противоположностью – универсализм.
(от лат. ego - я, centrum - центр круга)
позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе Э. лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Э. отличается от эгоизма. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; т.е. он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает. По мнению ряда психологов, Э. представляет собой неотъемлемую особенность ребёнка на ранних этапах психического развития. Наиболее последовательно идея детского Э. развита в работах Ж. Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен т.н. эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребёнка. В современной психолого-педагогической литературе Э. преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребёнка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности Э. преодолевается (к 10-12 годам). Преодоление Э. - одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребёнка способности оценивать ту или иную ситуацию с разных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
морально-психологическое состояние личности (группы), характеризуемое ориентацией на собственные переживания, на достижение своих целей и интересов.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 184)
(от лат. ego я и центр)
отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я».
сосредоточенность индивида на себе и относительная нечувствительность к другим, поглощенность самим собой, оценка всего сквозь призму своей личности. Это проявляется и в речевом поведении такого индивида. Не принято слишком много говорить о себе, о своей личности, о своих интересах, болезнях, своей прошлой жизни и т. п.