09 мая 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова эклектизм

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Культурология. Словарь-справочник
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Термины Киносемиотики

Словарь Ушакова

эклектизм

эклектизм и (устар.) эклектицизм, эклектицизма, мн. нет, муж. (от греч. eklego - выбираю) (книж.). Механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов. Эклетизм в философии. Эклетизм в искусстве.

Энциклопедический словарь

эклектизм

(эклектика) (от греч. eklektikos - выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.).

Словарь Ожегова

эклектизм

ЭКЛЕКТИЗМ, а, м. (книжн.). Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. Э. в исследовании. Э. в искусстве.

| прил. эклектический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

эклектизм

м.
Неорганичное, внешнее соединение внутренне не соединимых взглядов, точек
зрения, теорий, идейных направлений.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

эклектизм

(от εκλέγω — избираю) — направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных признаваемых истинными положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Термин этот ввел в употребление Потамон (II в. по Р. Х.), александриец, о котором говорит Диоген Лаэртийский в конце своего введения в "Жизнь древних философов". Эклектическое направление в том случае, когда оно приближается к синкретизму, т. е. к беспринципному и неметодичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой Э. знаменует упадок философского творчества и появляется в истории обыкновенно после того, как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. Так, после Платона и Аристотеля Э. постепенно распространяется, пока наконец в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в Вольфовой философии по отношению к философии Лейбница. В XIX в. эклектиком был Кузен (и Жуффруа), старавшийся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит "здравый смысл". Ежели такое направление в философии и не выдерживает критики, то это еще не значит, что всякий Э. должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твердо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путем критики находить в них зерно истины, Э., следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы.

Э. Р.

Культурология. Словарь-справочник

эклектизм

(греч. eklektikos – выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.д.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

эклектизм

 Эклектизм

 ♦ Éclectisme

   Система мышления, построенная по принципу коллажа, заимствующая «отовсюду понемножку»; учение, являющее собой смесь учений, своего рода теоретическое «лоскутное одеяло». Вместе с тем эклектизм претендует на последовательность, что отличает его от синкретизма и превращает в подобие философской системы (например, у Лейбница, хоть он и не пользуется этим словом, или у Виктора Кузена (***), который окрестил им свою школу). Тем не менее в современной философии прослеживается тенденция привнесения в термин оттенка предосудительности. Великие мыслители ни у кого ничего не заимствуют: они впитывают и воссоздают, преобразуют и идут вперед. «Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, – заметил Монтень, впрочем, не он первый, – который они целиком претворяют в мед: ведь это уже больше не тимьян или майоран. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением» («Опыты», книга I, глава 26). Как ни банально это сравнение, в общем и целом оно выражает сущность явления. Конечно, мед – это не цветочная смесь. Но это никогда не освобождало пчел от необходимости заниматься грабежом.

   ***

   Виктор Кузен (1792–1867) – французский философ-идеалист, эклектик. Видел задачу философии в критическом отборе истин из прошлых систем на основе «здравого смысла».

Термины Киносемиотики

эклектизм

(от греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) — соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства… В сфере изобразительного искусства ЭКЛЕКТИЗМ наиболее типичен для салонного искусства. Широкое распространение эклектические тенденции получили в зап.-европ. и амер культуре с сер. 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те или иные стилистич. направления прошлого ("Популярная художественная энциклопедия" М., Советская энциклопедия, 1986г.).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом эклектизм

  • Рижский эклектизм, как и европейский, опирался на формы прошлого и создал также композиционную систему с равномерно ритмизованным членением проёмов и архитектурных деталей и равнозначностью всех элементов отделки, подобно Парижу или Петербургу.
  • Мы не обязуемся довольствоваться произвольным эклектизмом или прагматическим плюрализмом, ибо нам придется так определить свой предмет, чтобы включить все и любые достоверные данные и процессы в нашу центральную концепцию человека как открытой системы.
  • Однако и художественные методы эклектизма оказались для постмодернистов слишком ограниченными, строгими, нормализованными и регулярными.
  • С другой стороны, создается большое разнообразие авторских теорий и методик, которые зачастую не только не согласуются между собой, но и внутренне противоречивы (эклектизм).