эклектика, эклектики, мн. нет, жен. (книж.). Всё эклектическое, то, что эклектично; то же, что эклектизм.
(Электизм)
(греч. eklego - выбираю) художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем. Элементы эклектизма присутствуют в позднем искусстве Древнего Рима: произвольная комбинация форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта, Передней Азии и т.д., когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы. В России эклектика утвердилась в 1830-1840-х годах как архитектурное течение, восставшее против рутинности устаревших академических догм, требовавших следовать вечным законам античного зодчества и Возрождения. Прошедшая в своем более чем полувековом развитии через различные стадии, эклектическая архитектура, отвечая общественным запросам, обогатила русское зодчество рядом крупных достижений - созданием новых типов жилых и общественных зданий, организацией комфортных условий для жизни и деятельности человека, внедрением новейшей строительной техники. Выдающиеся зодчие-эклектики второй половины XIX в. - Г.А. Боссе, Р.А. Гедике, И.С. Китнер, М.Е. Месмахер, А.И. Резанов, А.В. Иванов, П.Ю. Сюзор, В.А. Шретер и многие другие создали немало первоклассных произведений, в большой степени определивших облик центральных районов Петербурга.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
ЭКЛЕКТИКА, и, ж. (книжн.). То же, что эклектизм; то, что обнаруживает в себе эклектизм.
| прил. эклектический, ая, ое.
(от греч. eklektikos способный выбирать, выбирающий)
соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин "эклектика" ввёл Потамон из Александрии (2 в.).
направление в архитектуре 1830—90-х гг., противопоставившее строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов. В московской архитектуре второй половины XIX в. наряду с «русско-византийским стилем» в крупнейших государственных и церковных постройках и «русским стилем» в общественных сооружениях, призванных выразить возрождение национальной культуры, во многих зданиях (в том числе совершенно нового типа, таких, как вокзалы, банки, торговые, конторские здания, крупные доходные дома) использовались элементы «европейских», так называемых «исторических», стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика). Несмотря на «многостилье», эклектика тяготела к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность, в ней активно использованы рустовка, формы ордерного декора, богато украшенные наличники, тонко проработанная декоративная лепнина, стукковая скульптура, рельефы и статуи, в том числе фигуры атлантов и кариатид; появление эркеров внесло в структуру декора сильные пластические акценты. Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными, издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями. Характерной особенностью застройки Москвы 1870—90-х гг. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893—95; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894—95). Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизирующих, неоготическом, «мавританском» и др.).
Литература: [Кириченко Е.И.], Москва. Памятники архитектуры 1830—1910 годов, М., 1977.