(греч. exedra)
в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями, иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед.
|
* * *
в классической архитектуре большая полукруглая ниша с конхой или полукруглый павильон с конхой для собраний и бесед.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Большая арочная ниша с дугообразным планом.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
полукруглая ниша большого размера, завершённая конхой, часто с сиденьями вдоль стен. Экседра встраивалась в здание или сооружалась в виде отдельного павильона и служила местом собеседования и отдыха. В классической форме экседры решён Петровский (Малый) Тронный зал Зимнего дворца (арх. О. Монферран, 1830; позже В.П. Стасов и А.П. Брюллов, 1839).
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(греч. exedra), в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед.
(έξέδρα) — y древних греков особое помещение в гимназиях, назначенное для собраний и бесед, род просторной и хорошо отделанной залы, иногда имевшей потолочное покрытие, иногда находившейся под открытым небом и в которой одна из стен образовывала полукруглую нишу. Здесь любили сходиться ученые и философы, чтобы обмениваться мыслями и вести между собой диспуты. С этой целью в нише устраивался ряд седалищ. Римляне, подражая грекам, завели подобные помещения в своих общественных банях и богатых частных домах. В средние века под названием Э. нередко разумелась апсида и вообще всякая пристройка в церкви, выступающая из ее общего плана.
(греч.)
место для сидения вне дома, иногда имеющее перекрытие; галерея; портик. В Риме - крытый проход перед домом.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
полукруглая ниша. В другом значении - входной придел к дому.