экспрессионизм [рэ], экспрессионизма, мн. нет, муж. (см. экспрессия) (иск.). Направление в зап.-европейском искусстве 20 века, противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее внешний мир лишь как средство выражения субъективных состояний человека.
направление в европейском искусстве первой четверти XX в., отразившее ситуацию социального кризиса той эпохи. В стилистическом направлении ассимилировал разнородные течения - от стиля модерн до конструктивизма. Наиболее видные представители экспрессионизма - Пёльциг и Мендельсон в Германии.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
(от лат. expressio - выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ, а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа.
| прил. экспрессионистический, ая, ое.
(лат. expressio – выражение) – направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.
(от лат. expressio — выражение) — направление в литературе и искусстве 1-й четверти ХХ в., провозглашавшее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства.
Рб: Художественные методы и направления
Род: модернизм2
Эст: Субъективное в искусстве
Асс: Импрессионизм
Перс: Ф. Верфель, Г. Кайзер, В. Газенклевер, Ф. Кафка
* "В центре художественной вселенной экспрессионизма — истерзанное бездушием современного мира, контрастами живого и мертвого, духа и плоти, "цивилизации" и "природы" серд-це человека" (Н.С. Павлова). *
• ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение, выявление), худож. направление в зап. иск-ве. Э. возник и получил наибольшее развитие в нем. кино в 1915 - 25. Появление Э. связано с обострением социальных противоречий в Германии после 1-й мировой войны, неприятием демократич. интеллигенцией бурж. мира. Протестуя против войны, против засилья "вещей" и подавления личности бездушными социальными механизмами, мастера Э. совмещали в своих произв. выражение протеста с чувством мистич. ужаса перед хаосом бытия. Принцип субъективной интерпретации действительности, лёгший в основу Э., обусловил тяготение к иррациональности, обострённой эмоциональности, преобладанию лирич. или гротескно-фантастич. начала. В центре кинопроизв. Э.- герой-одиночка, воплощение абсолютного вечного "я", вступающий в безнадёжную борьбу с косным "вещным миром". Э. отвергал принцип отражения иск-вом действительности, объявляя её лишь проекцией "внутр. видения" человека. В результате творч. искания Э., устремлённые к обострённому самовыражению, неизбежно принимали оттенок анархич. бунтарства. В экспрессионистских ф. мир представал фантастически деформированным, лишённым естеств. очертаний. Натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптич. эффекты. В деформации предмета виделся способ усиления выразительности, выявления его "внутр. сущности". Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения к-рых применялись многократные экспозиции, наплывы. Актёры, не ставя перед собой задачи достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, приближая создаваемые образы к маске. Герои мн. ф.- зловещие мистич. существа: искусственный человек Гомункулус ("Гомункулус", реж. Р. Райнерт), легендарное чудовище Голем ("Голем, и как он пришёл в мир", реж. П. Вегенер, X. Гален, и "Голем, как он пришёл в мир", реж. Вегенер, К. Безе), вампир Носферату ("Носферату, симфония ужаса", реж. Ф. В. Мурнау), убийца-сомнамбула Чезаре и его хозяин, таинственный доктор Калигари ("Кабинет доктора Калигари", реж. Р. Вине). Высокая пластич. культура лучших экспрессионистских ф., мастерство создания кинематографич. пространства при помощи света и тени оказали влияние на развитие изобразит. средств киноиск-ва.
◘ Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноиск-во. Сб. ст., М., 1966.