(греч. Hellenes), самоназвание греков.
ЭЛЛИНЫ, ов, ед. ин, а, м. Самоназвание греков (чаще классической эпохи).
| ж. эллинка, и.
| прил. эллинский, ая, ое. Эллинская культура. Э. театр.
мн.
Древние греки.
(' Έλληνες). — Впервые с именем эллинов — небольшого племени, жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея, — мы встречаемся у Гомера (Ил. II, 683, 684): Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами, упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие собственно Элладу. Кроме того, имя Эллады как южнофессалийской области мы находим в нескольких позднейших частях обеих Гомеровских поэм (Ил. IX, 395, 447, XVI, 595; Од. 1,340, IV, 726, XI, 496). Этими данными эпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот, Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор; лишь Аристотель, основываясь на Ил. XVI, 234—235, где упоминаются "жрецы Додонского Зевса Селлы, не моющие ног и спящие на голой земле", и отождествляя названия Селлов (подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу в Эпир. Исходя из того факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконных греческих богов — Зевса и Дионы, Эд. Мейер ("Geschichte des Altertums", II т., Штуттгарт, 1893) полагает, что в доисторический период греки, занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в новые земли и прежние племенные и областные названия; понятно, что упоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются в фессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном Девкалиона и Пирры, переживших великий местный потоп и считавшихся родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала в лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийской амфиктионии. Отсюда можно вывести заключение (Holm "History of Greece", I, 1894 стр. 225 след; см. также Белох, "История Греции", т. I, стр. 236—217, M., 1897), что греки признавали тесную связь между союзом амфиктионов и именем Э., тем более, что в центре народов, входивших первоначально в состав союза, географически помещались фтиотийские ахейцы, тождественные с древнейшими эллинами. Таким образом, члены амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, мало-помалу привыкли называть себя эллинами и распространили это название по Северной и Средней Греции, а доряне перенесли его в Пелопоннес. В VII в. до Р. Х. преимущественно на востоке возникли соотносительные понятия варваров и панэллинов: это последнее название было вытеснено уже вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена, говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленной жизнью. Как общенациональное название имя Э., по имеющимся у нас сведениям, встречается впервые у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге; кроме того, известно, что устроители Олимпийского празднества носили имя Гелланодиков уже раньше 580 г. до Р. Х. Потребность в создании общенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так, у Гомера греки носят общеплеменные имена данаев, аргивян, ахейцев, в противоположность троянцам. Аристотель и некоторые представители александрийской литературы упоминают еще одно, по мнению их древнейшее общеэтническое название народа — Γραιχοί (= graeci = греки), под которым в историческое время жители Э. были известны римлянам и которое затем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос о происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числу спорных и не решенных по настоящее время. Ср. Ed. Meyer, "Forschungen zur alten Geschichte" (Штуттгарт, 1892); B. Niese, "Ueber den Volkstamm der Gr ä ker" ("Hermes", т. XII, Б., 1877; стр. 409 и след.); Busolt, "Griechische Geschichte bis zur Schlacht bei Chaironeia" (I т., 2 изд., Гота, 1893); Энманн, "Из области древнегреческой географической ономатологии" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1899, апрель и июль).
Н. О.
, -ов, мн., ед. эллин, -а, м. Эллинка, -и, ж.
1. Самоназвание греков.
2. Древние греки.
* Священная роща эллинов. *
|| прил. эллинский, -ая, -ое.
* Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи...(А. Пушкин). *
(греч. Hellenes)
самоназвание греков, распространившееся в античности. Впервые это слово встречается у Гомера, однако по отношению только к одному племени, заселявшему небольшую область в южной Фессалии - Элладу; Аристотель локализует его в Эпире. Согласно мифологии, родоначальником э. был Эллин, сын Девкалиона и Пирры. Впервые термин «э.» как название всех греков встречается у поэта Архилоха (VII в. до н.э.). В период Греко-персидских войн этот термин стал употребляться применительно к материковой Греции, а во времена А. Македонского распространился по всей территории, где обитали греки.
Фукидид считал, что до Троянской войны эта территория не имела названия: до Эллина, сына Девкалиона, подобного имени вообще не существовало. «После же того, как Эллин с сыновьями захватил власть во Фтиотиде, а другие города начали призывать их на помощь, отдельные племена одно за другим уже в силу близкого общения друг с другом мало-помалу стали называться эллинами, но во всеобщее употребление это название вошло лишь недавно. Наилучшее доказательство этому дает Гомер. Ведь Гомер, хотя он жил гораздо позже Троянской войны, нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет, кроме воинов дружины Ахиллеса из Фтиотиды - они-то и были первыми эллинами. Остальных же Гомер в своих поэмах именует данайцами, аргивянами или ахейцами; не употребляет он и слова «варвары», - очевидно, оттого, что эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем» (История, I, 3).
Язык э. подразделялся на три основных диалекта: эолийский, дорийский и ионийский. На первом диалекте разговаривали жители северо-зап. побережья Малой Азии, о-ва Лесбос, Беотии и Фессалии. Дорийский диалект был распространен среди племен, проживавших на юго-зап. побережье Малой Азии, на Пелопоннесе, о-вах Крите и Родосе, а также в колониях Южной Италии и Сицилии. Ионийский диалект был присущ племенам зап. побережья Малой Азии, Аттики и некоторых островов Эгеиды; из него образовался аттический диалект, ставший литературным языком Эллады.
Олива П. К вопросу о возникновении и развитии эллинской народности в древней Греции // ВДИ. 1954. № 4; Тюменев А.И. К вопросу об этногенезе греческого народа // ВДИ. 1953. № 4; 1954. № 4.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)