29 мая 2024
450 тысяч слов
+6 за сегодня

Значения слова эмблема

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тезаурус русской деловой лексики
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Современный экономический словарь. 1999
Словарь экономических терминов
Энциклопедия моды и одежды
Политическая наука: Словарь-справочник
Дизайн. Словарь терминов
Словарь Военных Терминов

Словарь Ушакова

эмблема

эмблема, эмблемы, жен. (греч. emblema - вставка) (книж.). Предмет, изображение, условно обозначающие какое-нибудь понятие, какую-нибудь идею. Якорь - эмблема надежды.

Этимологический Словарь Русского Языка

эмблема

Французское – embleme.

Немецкое – Emblem (изображение, украшение).

Английское – emblem.

Латинское – emblema (мозаичная работа, изображение).

В русском языке упоминание слова относится к началу XVIII в. Причем оно произносилось и писалось с начальной «е» – «емблема».

Данное слово означает «изображение какой-либо вещи или живого существа, символически выражающее какую-либо идею или понятие».

Слово пришло из западноевропейских языков, скорее всего из французского.

Также не исключен вариант немецкого происхождения. Первоисточник – греческое «вставка, украшение».

Производное: эмблематический.

Энциклопедический словарь

эмблема

(от греч. emblema - рельефное украшение), условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи (напр., эмблемы различных родов войск).

Словарь Ожегова

эмблема

ЭМБЛЕМА, ы, ж.

1. Условное изображение какогон. понятия. Лира э. поэзии.

2. Знак какогон. учреждения. Э. спортивного клуба. Чайка э. Художественного театра.

| прил. эмблематический, ая, ое (устар.).

Словарь Ефремовой

эмблема

ж.
Предмет или изображение предмета как символ, выражающий какую-л. идею, какое-л.
понятие.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

эмблема

(греч. έμβλήμα) — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э. отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа — тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Якорь — надежда, змея, кусающая свой хвост, — вечность, кадуцей Меркурия — торговля, лира — музыка: таковы примеры наиболее употребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, Э. — условный знак, ее заменяющий, её иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем Э.: это не символ, а аллегория — прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа. Поэтому "Ночь" Микель-Анджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе "Necessitas-Vis-Libertas" — нe Э., а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее. Слово έμβλήμα у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в XVI — XVII в., когда аллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г. выдержавшие до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех "Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники Э. для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.

А. Горнфельд.

Тезаурус русской деловой лексики

эмблема

Syn: символ

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

эмблема

   , -ы, ж.

   Условное изображение какого-н. понятия, знак какого-н. учреждения, мероприятия.

   * Эмблема фестиваля. *

Современный экономический словарь. 1999

эмблема

(от лат. emblema - вставка, выпуклое изображение)

условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, лишь указывает на него.

Словарь экономических терминов

эмблема

(от лат. emblema - вставка, выпуклое изображение)

   условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, лишь указывает на него.

Энциклопедия моды и одежды

эмблема

   (от греч. emblema - рельефное украшение) - условное изображение какого-л. понятия, идеи и т. п. Например, маркировка специальной одежды осуществляется с помощью эмблем - специальных знаков защиты. Такие эмблемы прикрепляют к верхней части левого рукава или к нагрудному карману. Окраска эмблемы должна быть особо прочной, чтобы выдержать стирку, дезактивацию. Эмблема для спецодежды представляет собой цветной графический знак размером 6, 2х8, 0 см с условным обозначением защитных свойств.

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Политическая наука: Словарь-справочник

эмблема

(от греч. emblema вставка, выпуклое украшение)

условное пояснение понятия, идеи с помощью изображения (напр., голубь - эмблема движения сторонников мира).

Дизайн. Словарь терминов

эмблема

ЭМБЛЕМА (лат. emblema – мозаичная работа; произошло от греч. "эмбаллейн" – бросать внутрь) – в Глоссографии (1656) Блаунта определяется как "произведение искусства, вырезанное на дереве или другом материале, какое мы можем видеть на столах или шахматных досках; обычно используется для выражения морального принципа и состоит из изображения и надписи". Примерно 14-ю годами раньше Томас Фуллер писал в "Книге истины святых и обыкновенных": "Мне нравится эта Эмблема Благотворительности… обнаженный мальчик дает мед бескрылой пчеле". Сейчас под эмблемой понимается символическое изображение какого-либо понятия или идеи: например, якорь является символом надежды; "семисвечник" – иудаизма; голубь – символом мира. В геральдике эмблема определенным образом характеризует ее владельца; в религиозном искусстве предметы-символы окружают изображения святых. В спортивной символике – это "большой герб" клуба или команды (например, сборной страны).

Словарь Военных Терминов

эмблема

символическое условное изображение, обозначающее принадлежность военнослужащих и различного имущества к соответствующему виду ВС, роду войск (сил), специальным войскам или службам. Как один из знаков различия военнослужащих Э. размещаются иа предметах военного обмундирования (погонах, петлицах, кокардах и т. д.); могут также изображаться на знамёнах, военной технике, воинских документах и др.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово эмблема может быть

Предложения со словом эмблема

  • Мы встречаем символы выбитыми на камнях древних храмов, в ритуалах Посвящений, во всех Священных Писаниях, запечатленными в таинственных формах сфинксов Ассирии и Египта, скрытыми в ошеломляющих пропорциях пирамид, в загадочных эмблемах старинных алхимических книг, встречаем в изобразительном искусстве и художественной литературе.
  • На заводе к эмблемам отнеслись с должным уважением, тем более, что тем временем прошло указание Главного Штаба ВВС о всемерном поощрении традиций и геральдики, отображавшей историю и боевой путь частей.
  • Используется давно с начала эр, когда других цивилизациях никто из них не знал, организация Петес Орулен занималаь своими разработками, эмблема совершенствовалась вместе с расширением организации, они стремились к идеалу.
  • Именно эти правила (впрочем, не столь многочисленные и не столь сложные, как обычно считают, основу которых составляет правильное использование цвета) отличают европейскую геральдическую систему от всех остальных эмблематических систем, предшествующих и последующих, военных и гражданских».