(франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).
мн. разг.
Внешнее проявление чувств.
, реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Эмоции человека, возникающие на основе высших социальных потребностей, обычно называют чувствами. Эмоциональное состояние человека вызывает изменения функций ЦНС (нарушение сна), сердечно-сосудистой системы (повышение кровяного давления, сердцебиение), пищеварительной системы (нарушение аппетита, понос), эндокринной системы (усиленный выброс гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых желёз). Эмоции сопровождаются изменениями в двигательной сфере в виде как произвольных, так и непроизвольных движений. Отличительными чертами эмоций являются их полярность (горе – радость и др.), степень выраженности (тревога – страх – ужас). Проявление эмоций зависит от темперамента конкретной личности. В своём развитии эмоции проходят 4 периода: возникновение – нарастание – кульминация – угасание. Формы протекания эмоций: эмоциональная реакция – непосредственное переживание (сильное или слабое); стресс – продолжительное напряжение; аффект – резко выраженное душевное волнение; настроение – общее длительное эмоциональное состояние. К фундаментальным (основным) эмоциям относятся радость, любопытство, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх.
(фр. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную)
психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Используется при оценке психического состояния личности.
(от лат. emoveo - потрясаю, волную)
переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Э. проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. Э. служат одним из гл. механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Э. принято также называть чувствами - интеллектуальными, эстетическими, нравственными. В экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э. носят название аффектов. Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоциональное состояние называют настроением. В зависимости от характера потребностей (витальные, или биологические; социальные; идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоциональных реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей. По характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей выделяют 4 пары осн. Э.: удовольствие - отвращение; радость - горе; уверенность - страх; торжество - ярость. Порождаемая потребностью Э. оказывает обратное влияние на потребность и прогноз её удовлетворения. Экспериментально доказано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог. С другой стороны, чувство радости, возникающее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели. Э. выполняют также подкрепляющую функцию. Установлено, что без участия Э. приобретение новых навыков вообще не происходит. В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредственными регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путём сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведёт к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в "обогащении сферы чувств", сколько в формировании такой иерархии потребностей, которые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл.о. путём обогащения и возвышения её потребностей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 325)