энгармонизм, энгармонизма, мн. нет, муж. (от греч. en - в и harmonia - гармония) (муз.). Отождествление тонов, практически совпадающих в темперированном музыкальном строе, но различающихся по названию и по их обозначению в нотной азбуке (напр. до-диэз и ре-бемоль).
(от греч. en - в и harmonia - созвучие), отождествление имеющих различные названия, но совпадающих по высоте звуков (напр., до-диез - ре-бемоль), а также интервалов и аккордов, включающих наряду с энгармонически равными одинаковые по названию звуки. Энгармонизм возможен благодаря равномерной темперации; позволяет осуществлять быстрые модуляции в далекие тональности.
м.
Отождествление и приравнивание звуков, интервалов, аккордов, тональностей и
т.п. темперированного музыкального строя, одинаковых по звучанию, но различных
по названию и обозначению в нотной азбуке.
— у греков деление полутона на две более мелкие части. Аристоксен называл энгармоническим диэзисом четверть тона. У греков энгармонический тетрахорд заключал в себе ¼ тона, ¼ тона и 2 тона (см. Греческая музыка). Э. в современном смысле есть совпадение нот, звучаших одинаково, но пишущихся различно. Это определение установилось около середины XVIII. стол., когда был введен темперированный строй (см.), устранивший комму (см.), т. е. звуковую разницу, существовавшую между хроматическим и диатоническим полутонами; напр., до—до диез, до — ре бекар бекар. На фортепиано и органе коммы нет, но на струнных инструментах она существует. Каждый звук может быть выражен тремя энгармоническими тонами; напр., до может быть обозначено си диез или ре бекар Все эти ноты составляют однозвучие — Э. Только для звука соль диез и ля бекар нет третьей ноты. Бывают энгармонические интервалы, напр. до — ми бекар, си диез — ре диез гаммы, напр., си диез мажор и до бекар мажор. аккорды, напр., соль диез — си — ре — фа, ля бекар—до бекар — ре—фа. Выбор той или другой энгармонической ноты, изображающей известный звук, связан с правилами музыкальной орфографии, излагаемыми в элементарной теории и в учении о гармонии.
Н. Соловьев.
(от гр. enharmonios — согласованный, совпадающий) — одинаковое по высоте звучание двух различных по наименованию звуков (напр., фа диез и соль бемоль) в равномерно-темперированном звукоряде. В музыке существуют энгармонически равные: 1) интервалы (напр., малая терция и увеличенная секунда, увеличенная кварта и уменьшенная квинта и т. д. (см. Приложение X); 2) аккорды (напр., уменьшенный септаккорд при энгармонической замене отдельных составляющих его звуков превращается в одно из трех обращений других уменьшенных аккордов; 3) тональности (напр., до диез мажор и ре бемоль мажор); т. е. те тональности одного лада — мажорные и минорные,— тоники которых энгармонически равны. Гаммы этих тональностей звучат одинаково, но записываются по-разному (см. Квартово-квинтовый круг).