энклитика, энклитики, жен. (греч. enklitike) (линг.). Безударное слово, примыкающее к предшествующему и образующее с ним одно целое в отношении ударения, напр. частица "то" в таких словах, как какой-то, он-то.
(от греч. enklitikos - наклоняющийся назад), безударное слово, фонетически примыкающее к предшествующему ударному ("куда же вы?"). Противопоставляется проклитике.
ж.
Безударное слово, в произношении тесно примыкающее к предшествующему,
связанному с ним ударному слову и образующее вместе с ним в отношении ударения
единое целое (противоп.: проклитика) (в лингвистике).
(грамм.) — слово (большей частью односложное: местоимение, союз или какая-нибудь другая частица), утрачивающее собственное ударением (сохраняется оно лишь в определенных случаях) и подчиняющееся акцентуации предыдущего слова, с которым сливается в живой речи (а иногда и на письме) в одно фонетическое целое. Энклиза (т. е. утрата ударения такими словами в пользу предыдущих слов) встречалась уже в индоевропейском праязыке. Так Э. в нем были: 1)некоторые частицы, вроде союза *qe = u (санскр. -са, греч. τε, лат. -que, слав. -че, напр. Nala ç ca = и Наль, senatus populusque romanus = римские сенат и народ, ныньче или нониче, нонича и т. д.), *ve *v ê = или (санскр. va, v â, лат. ve и т. д.); 2) вопросительные местоимения (индоевроп. основы *qo-, *qi-: санскр. ka-, ci-, греч. πο -, τι-, латинск. quo-, qui-), когда они имеют неопределенное значение, например греч. τίς = кто, но άνήρ τις = некий муж; 3) личные местоимения, если нет особого противоположения, вроде, напр., я и ты, мы и они: индоевроп. Э. дат. ед. *moi-, санскр. mе-, греч. μοι, слав. ми. Кроме того, в индоевропейском праязыке очень часто Э. были формы зват. падежа (если только не стояли в начале речи): санскр. id ám indra ç rnuhi = это, о Индра, услышь! Даже спрягаемые формы глагола часто являлись Э. В санскрите глагол сохраняет ударение лишь в начале речи, после же имен является Э.: agnim î dе = я прославляю бога Агни; после аугмента или приращения — индоевроп. 3 л. ед. ч. аориста * é d ŗk'еt = санскр. à drç at, греч. έδραχε и т. д. В результате энклизы получались нередко сложные слова, вроде санскр. j â s-pati-s — владыка, глава рода, греч. δεσ - πότης, зват. δέσπоτα (глава дома), Διόσκοσροι = сыновья Зевса, лат. Juppiter и т. д., где части j âs-, δέσ -, Διός- представляют собой родит. падеж, служивший определением следующего слова. В русском языке случаи такой энклизы, ведущей к образованию сложных слов, также встречаются: онам é дни = местн. ед. ономь дьни (в оный день), пок á мест = пок á места (до каких мест) и т. д. Энклиза имен наблюдается после известных предлогов, вроде н á гору, н á небо, з á угол, п ó д вечер и т. д. И в этих случаях она ведет к образованию сложных слов, вроде: выйти з á муж и т. п.
С. Булич.
(греч. enklitike из enklino — склоняюсь). Безударное слово, стоящее после слова, имеющего ударение, и примыкающее к этому слову в отношении ударения. Без вести, за ночь, из дому, на сто, по двое, под руки (энклитики: вести, ночь, дому, сто, двое, руки). ср.: проклитика.
♦ Экспромт из СЖ 1915, 27:
Вот вам виньетка
Живет поэт К.;
И этот К. поэт
Стихами капает.