Так называлась первоначально та заключительная часть гимна, которую древнегреческий хор пел посреди театра перед жертвенником; ритм этой части отличался от ритма строфы (см.) и антистрофы. Затем название Э. получили небольшие лирические стихотворения, написанные дистихом из ямбического триметра и ямбического диметра; второй стих, более краткий, также носил название Э., и быть может от него и получила название вся лирическая форма Э. Название Э. носят стихотворения Горация, собранные в 5-а книге Од; их считали поэтому позднейшими и более совершенными произведениями римского поэта, но затем было выяснено, что это, наоборот, ранние и более слабые его стихотворения. Изобретателем формы Э. сам Гораций считал Архилоха.
(греч.)
1) в антич. хоровой мелике ритмическая структура, присоединяемая к симметричным строфе и антистрофе;
2) в антич. поэзии произвел., написанное в перемежающемся ритме (напр., нечет, стихи - дактилич., четн. - ямбич. диметры). Дошли отрывки из Э. Архилоха и 17 Э. Горация.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)