м.
см. Эрос.
(Эрос), в греческой мифологии бог любви. Ему соответствует римский Амур (Купидон).
(Έρως = лат. Amor — Амур) — у древних греков бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Как мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, Э. считался порождением Хаоса (темной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Отцом его называли также Урана, Хроноса, Орфея и др. В позднейшем предании Э. обыкновенно называется сыном Афродиты и Арея. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом. Художественное развитие тип Э. получил под резцом ваятелей младшей аттической школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Э., находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Э. для Пария (город в Мизии при Геллеспонте) и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также статуя Э. работы Лисиппа. Культ Э. существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивалось в честь Э. празднество — Эротидии, — сопровождавшееся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Э., как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Э. ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Э. жертву; лучший фиванский (так называемый священный) отряд имел в Э. своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Э. гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Э. и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. Э. служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Э. и Психеи (т. е. Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Н. О.
древнегреческий бог любви, в греческой мифологии рассматривался как сын бога войны - Ареса и Афродиты, всегда сопровождавший свою мать. Его возлюбленной и супругой была Психея (греч. «душа»), которой он иногда доставлял страдания, мучения душевные и телесные. В более высоком философском значении Эрот означал стремление и любовь к познанию идеи прекрасного. Изображался крылатым обнаженным мальчиком. Римляне называли его Амуром.
в греческой мифологии бог любви. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Классика создала миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражавшем вечное стремление к прекрасному (Платон). В этом мифе Эрот - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность. Его изображали в виде прекрасного юноши и хитроумного, жестокосердного малыша, помыкавшего Афродитой, своей матерью. Это самый юный из богов. Изображение Эрота представлено Апулеем в «Метаморфозах». Отождествлялся с римскими Амуром и Купидоном.
Эро́т (Эро́с) - в древнегреческой мифологии сын Афродиты, бог любви.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
, Эрос
Бог любви. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. По одному из мифов, Э., Эфир и Метида («мысль») — дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. Как вариант: его создала Афродита. Э. — смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара. Традиция классической поэзии делает Э.сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты «златокрылого», «золотоволосого», «подобного ветру» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому, капризному Э.эпохи эллинизма.
в греческой мифологии крылатый сын Афродиты, бог любви.