ЭССЕ [сэ], нескл., ср. (спец.). Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское э. Литературно-критическое э.
| прил. эссеистический, ая, ое.
ср. нескл.
Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в
систематическом, строго научном виде, а в свободной форме.
(франц. essai - опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра - Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова).
(франц. essai ≈ попытка, проба, очерк, от лат. exagium ≈ взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8≈9 вв., Китай) и Камо Темэя (13 с., Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих «Опытах» (1580). Столь же непосредственны и прихотливы ≈ с парадоксальным оттенком торжественности ≈ проповеди Дж. Донна . Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-«метафизик» А. Коули (1618≈1667), автор «Некоторых рассуждений в форме эссе»; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики.
В 18≈19 вв. Э. ≈ один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд ≈ в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон ≈ в 20 в. Их лучшие образцы ≈ импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).
Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.
В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки.
Лит.: Walker Н., The English essay and essayists, Delhi, 1966; Priestley J. B., Essayists, past and present, L., 1967; Champigny R., Pour une esthétique de l'essai, P., 1967.
В. С. Муравьев.
или Эхтэвэн-йоки (Esse, å Ähtävä n-joki) — река в западной Финляндии, впадающая в Ботнический залив к востоку от Якобстадта. Берёт начало на Суоменселькэ несколькими ручьями, вливающимися в небольшое озеро Ала-иэрви, откуда она вытекает под названием Курен-йоки, и впадает в озеро Лаппа-иэрви, величиной в 151 кв. км. Отсюда река получает уже название Э. Пороги делают плавание по Э. невозможным, но она служит для сплава леса и дает движущую силу для лесопильных заводов и мельниц. Длина около 140 км.
Н. Кн.
(фр. essai – опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, художественно-публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
(франц. essai — опыт, набросок) — прозаический жанр, сочинение небольшого объема, свободной композиции, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Используется как в художественной литературе, так и — главным образом — в литературной критике и публицистике.
Рб: Роды и жанры литературы
Род: Жанры критики
Асс: Дневник
Пример: М. Монтень. "Опыты", Ф. Достоевский. "Дневник писателя"
* "Эссе возник на рубеже XVII века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии. Эссе писали А. Франс, Б. Шоу и др." (С.В. Калачева). *