(от франц. etat - государство), направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.
(от франц. etat - государство)
активное участие государства в экономической жизни общества.
(франц. État - государство)
активное участие государства в экономической жизни общества.
(от франц. etat государство)
1) направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. Например, Гегель рассматривал государство как "цель в себе", как высшую из всех целей;
2) в нач. 20 в. в некоторых странах называли политику государственного капитализма. Наибольшее распространение термин получил применительно к Турции. Принцип этатизма был принят Кемалем Ататюрком и включён (в 1931) в программу Народно-республиканской партии (в 1937) в Конституцию Турецкой Республики как официальная экономическая доктрина. Политика этатизма позволила Турции добиться ускоренного развития национальной экономики. После 2-й мировой войны 1939-45 доктрина этатизма была вытеснена теорией "смешанной экономики".
(от фр. etat -государство) - понятие, означающее огосударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической.
Взаимоотношение между государственными структурами и остальными сферами общества на протяжении всей истории приобретали различный характер: от их слияния в неразличимом единстве, т.е. полного огосударствления, до обособления друг от друга. Этатизм есть проявление политизации общества. В этом отношении докапиталистические (античность и средневековье) общественные структуры были пронизаны "политическим бытием", т.е. носили этатистский характер.
Огосударствление выражается сильнее в обществе, где его структуры не дифференцированы, т.е. не разделены на различные сферы - экономическую, политическую, моральную и др. Поэтому крайними формами этатизма являются деспотические государства и примыкающие к ним тоталитарные общества.
Гегель в своей работе «Философия права»(1820) отмечал, что форма государственного устройства, где политическая и экономическая сферы "столь непосредственно соприкасаются", может в любую минуту "непосредственно превратиться в состояние жесточайшей тирании или анархии (примером служит римская история) и оказаться уничтоженной".
Судьба римской истории в полой мере была повторена историей социалистического общества. В России усиленно насаждался советский вариант восточного деспотизма с возвратом к непосредственному бюрократическому управлению хозяйственным процессом или тотальному распоряжению его результатами государством, что исключало экономическую самодеятельность общества и, следовательно, по определению, экономические ограничения политической власти.
Когда экономика утверждает себя в качестве самоорганизующейся системы в современном (т.е. капиталистическом) обществе, то фиксируются реальные барьеры для вмешательства государства в экономические процессы. Но при этом "наступление" государства на хозяйственный механизм не прекращается, более того, оно имеет тенденцию наращивания.
По времени этатизация включает в себя несколько этапов, которые совпадали с кризисами свободной конкуренции и монополистической конкуренции. Промышленные и банковские монополии, финансовый капитал не только шли на союз, но и были готовы подчиниться государству. При всем этом в принципе не изменялись ни природа хозяйственного механизма, ни его самоорганизация.
Тенденция к усилению государственного влияния в обществе имеет много оснований: давление отдельных классов и социальных слоев; стремление с помощью государства решать собственнические и хозяйственные проблемы; укрепление господства или, наоборот, равенства и социальной справедливости; выполнение государством общественных функций, требующих крупных материальных и финансовых затрат, а иногда и действенного контроля над производством (в связи с обороной, ведением войны и т.д.).
Процессы этатизации являются объектом не утихающих споров и продолжают сохранять свою злободневность.
Коновалов В.Н.