этюд, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium - усердие, старание].
1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого-нибудь композиционного целого. Этюд к картине. Пейзажный этюд. Этюд горельефа. Поехать за город на этюды.
2. Название некоторых произведений, являющихся результатом какого-нибудь исследования (книж.). Философские этюды. Этюды о стиле Гоголя. Критический этюд.
3. Вид упражнения (в музыке, в шахматной или шашечной игре и т.д.). Этюд для флейты. Шахматный, шашечный этюд (задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур, в отличие от "задачи", которой называется задание найти комбинацию, принудительно ведущую к мату черным в определенное число ходов). Решить этюд.
4. Небольшая музыкальная пьеса виртуозного характера (муз.). Этюды Шопена. Фортепианные этюды Скрябина.
ЭТЮД, а, м.
1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине.
2. Небольшое по объёму произведение (научное, критическое), посвящённое частному вопросу. Литературный э.
3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова.
4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). Этюды для начинающих. Решить шахматный э.
5. мн. Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды.
| прил. этюдный, ая, ое (к 1, 3, 4 и 5 знач.).
(франц. etude, букв. - изучение),..
(esercizio, exercice) — музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Э. придается музыкальное содержание и форма. Пишутся Э. ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались Э. для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Для фортепиано Э. писали Клементи, Крамер, Мошелес, Калькбреннер. Есть Э. (преимущественно в области фортепьянной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные Э. появляются не только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, как, например, Э. Шопена, Шумана (симфонические Э.), Тальберга, Мошелеса, Листа и проч. Формы их шире (песнь, рондо, вариация и проч.). Есть еще Э., предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки, например Э. cis-moll Шопена, Э. Стефана Геллера.
Н. С.
, -а, м.
1. Картина или скульптура, выполненная с натуры как часть большого произведения.
* Акварельный этюд. *
2. Небольшое произведение, посвящённое частному вопросу.
* Биографический этюд. *
3. Виртуозное музыкальное произведение.
* Этюды Шопена. *
4. Вид упражнения.
* Шахматный этюд. Акробатический этюд. *
|| прил. этюдный, -ая, -ое.
* Выставка этюдных работ. *
(фр. etude — изучение)
1. Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной) техники.
2. Высокохудожественные виртуозные концертные пьесы (этюды для фортепиано Ф. Листа, Ф. Шопена, «Симфонические этюды» Р. Шумана, «Этюды-картины» С. Рахманинова и др.).
(фр. etude букв. – изучение)
1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения;
2) музыкальная пьеса для одного инструмента, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя;
3) в современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники.
ЭТЮД (франц. etude – изучение) – в изобразительном искусстве: произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры ради тщательного ее изучения. Посредством этюда художник разрабатывает детали задуманной картины или скульптурной композиции, разрешает возникающие в его работе специальные вопросы художественной практики, совершенствует свое профессиональное мастерство. В реалистическом искусстве прошлого, вплоть до последней четверти XIX в., этюд неизменно сохранял свою вспомогательную роль. С живописью импрессионистов появилась ложная переоценка этюда, в результате которой он подменил собой картину. Русский художник Александр Иванов писал своё известное полотно "Явление Христа народу" свыше двадцати лет. Он сделал несколько эскизов и очень много этюдов красками к своей картине. Эскиз – это тоже предварительный рисунок к картине, но сделанный не обязательно с натуры. Этюды к картине Александра Иванова выставлены в Третьяковской галерее так же, как и сама картина. Они являются произведениями изобразительного искусства.