06 мая 2024
450 тысяч слов
+38 за сегодня

Значения слова юбилей

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тезаурус русской деловой лексики
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Гаспаров. Записи и выписки
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Вестминстерский словарь теологических терминов
Политическая наука: Словарь-справочник
Шекспировская энциклопедия

Словарь Ушакова

юбилей

юбилей, юбилея, муж. (от др.-евр. yobel). Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности какого-нибудь лица или учреждения. 25-летний юбилей ученого. 185-летний юбилей Московского университета (в 1939 г.).

| Торжественное заседание, банкет и т.п., посвященные такому празднованию. На юбилее было много народу.

Этимологический Словарь Русского Языка

юбилей

Французское – jubile (пятидесятилетний юбилей).

Немецкое – Jubilaum (юбилей).

Латинское – jubilaeus (юбилейный год).

В русском языке слово «юбилей» появилось в начале XIX в. и имело значение «торжество, которое иудеи совершали через каждые 50 лет». В слове отразилась память о древнееврейском народном обычае отмечать конец каждого пятидесятилетия празднеством в память выхода евреев из Египта.

Однако А.С. Пушкин в письме к своему другу в 1836 г. употребляет это слово уже в современном значении – «торжественно отмечаемая годовщина какого-либо выдающегося события или жизни какого-либо лица».

Слово пришло в русский язык из западноевропейских языков, в частности, из немецкого или французского. Первоисточник – латинское слово, которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского jobel (баран, бараний рог, труба), вероятно, потому, что упомянутое празднество начиналось «трубным гласом».

Производные: юбилейный, юбиляр.

Энциклопедический словарь

юбилей

(позднелат. jubilaeus annus - юбилейный год, от др.-евр.), годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщина какого-либо события; празднование такой годовщины.

Словарь Ожегова

юбилей

ЮБИЛЕЙ, я, м.

1. Годовщина чьейн. жизни, деятельности, существования кого-чегон. (обычно о круглой дате). Двухсотлетний ю. университета.

2. Празднование по этому случаю. Приглашён на ю.

| прил. юбилейный, ая, ое. Юбилейная медаль. Юбилейное издание. Юбилейные речи (произносимые в честь юбиляра).

Словарь Ефремовой

юбилей
  1. м.
    1. Годовщина какого-л. знаменательного события, жизни или деятельности какого- л. лица (обычно исчисляемая в круглых и крупных числах).
    2. Празднество, торжество по такому поводу.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

юбилей

Юбилей,

(юбилейный год) - У древних римлян через каждые сто лет совершались особого рода "столетние игры" (ludi saeculares). В эти праздники совершались молитвы богам-покровителям о процветании империи и всего римского народа и в продолжение трех дней и ночей, при громких звуках музыкальных инструментов, давались различные представления в храмах и публичных местах. Этот древний римский обычай, как и многие другие, поддержан был и римскими папами, не упускавшими случаев обращения язычников в христианство и утверждения последнего через сохранение и освящение народных обычаев, и потому в свою очередь установили празднование столетнего или юбилейного "отпустного" года. Первый случай такого празднования, исторически засвидетельствованный, относится к 1300 г. По рассказам современников, в последние дни 1299-го года стало стекаться в Рим необычайное количество богомольцев не только из провинций Италии, но и из других стран Западной Европы, в особенности из Франции. Когда о причинах этого явления спрашивали богомольцев, они ссылались на дошедшее до них от отцов и дедов предание, будто бы тот, кто посещает Рим и поклоняется святым мощам первоверховных апостолов при наступлении сотого года каждого века, получает полную индульгенцию. Папа Бонифаций VIII предписал произвести по этому поводу расследование в архивных документах, но никакого подтверждения народной молвы найдено не было. Между тем нашлось несколько столетних старцев, которые с уверенностью утверждали, что при наступлении минувшего века их отцы были в Риме и действительно пользовались всеми благами священного обычая. Под влиянием этих обстоятельств папа Бонифаций решил дать утверждаемому народной молвой обычаю твердую каноническую постановку. 23-го февраля 1300 г. появилась папская булла "Antiquorum habet", которая и положила начало римским Ю. В этом кратком документе Бонифаций ничего не говорит ни о происхождении обычая, ни о каких-либо особенных побуждениях, которые объясняли бы появление папского распоряжения: высказывается лишь мысль, что первоверховным апостолам частыми благоговейными посещениями их базилик оказывается особенно высокое почитание, причем и для духовной жизни самих верующих такие посещения сопровождаются весьма благотворными последствиями. Ввиду этого папа определяет, чтобы в наступившем 1300 г., а также и на будущее время в каждом сотом году, посещающие базилики св. апостолов Петра и Павла с истинным покаянием и исповедью получали полную индульгенцию. Обитателям Рима булла предписывает совершать посещения базилик в продолжение тридцати дней, а пришельцам из провинций или из других стран - в продолжение пятнадцати дней, причем дни эти могут следовать и непрерывно, и с промежутками, лишь бы в каждый из них богомолец посетил по крайней мере по одному разу обе базилики. Выполнивший это условие в течение юбилейного года получает индульгенцию. В среде верующих Западной Европы булла Бонифация встретила весьма сочувственный прием, и богомольцы, явившиеся в Рим по ее призыву, считались сотнями тысяч. Блестящий успех первого опыта возбудил желание повторить его в возможно скорейшем времени. Ускорения Ю. особенно желало население города Рима, на долю которого преимущественно выпадали не только духовные блага Ю., но и его обильные материальные выгоды, так как сотни тысяч богомольцев оставляли в Риме миллионы дукатов. Свои желания римское население выразило в нескольких петициях, посланных папе Клименту VI, пребывавшему в то время в Авиньоне. Результатом петиций была новая папская булла ("Unigenitus Dei filius"), изданная в 1343 г., в которой Климент сокращает срок Ю. со ста лет на пятьдесят, и потому 1350 г. провозглашает юбилейным. В оправдание произведенного сокращения папа указывает на то, что по закону Моисееву юбилейным признается именно пятидесятый год, и пятидесятому числу вообще в Писании дается особое освящение, например ниспосланием в пятидесятый день Святого Духа на апостолов. Он ссылается далее на просьбы римского населения и на свое собственное желание, чтобы возможно большее число людей могли воспользоваться духовными милостями, соединенными с Ю., тогда как, при краткости человеческой жизни, весьма немногие могут достигнуть следующего столетия. Таким образом, установленный Бонифацием столетний срок не был выдержан ни разу; но и новый, наполовину сокращенный срок оказался не более прочным. В 1389 г. папа Урбан VI, снова ссылаясь на краткость человеческой жизни, признал и пятидесятилетний срок слишком продолжительным и предписал праздновать Ю. через каждые тридцать три года, в воспоминание лет земной жизни Христа Спасителя. В 1470 г. последовало новое сокращение юбилейного срока с тридцати трех лет до двадцати пяти, предписанное папой Павлом II в булле "Ineffabilis providentia". В качестве оснований для принимаемой меры папа, по примеру своих предшественников, указывал на краткость человеческой жизни, на умножение пороков и бедствий в современном обществе и на желание сделать возможно большее число людей участниками юбилейных милостей. Следующим юбилейным годом назначался 1475. С той поры юбилейный срок уже более не подвергался изменению, и по специальным призывам римских первосвященников празднование неуклонно объявлялось и совершалось через каждые двадцать пять лет. Только в последнее время вместо пяти Ю. было отпраздновано лишь два, в 1825 и 1900 гг., при папах Льве XII и Льве XIII; в остальные же юбилейные годы, а именно в 1800, 1850 и 1875, папство переживало такие тяжкие времена, что ему было не до празднований. Всех юбилейных годов было до сих пор двадцать один.

О наступлении юбилейного торжества католический мир оповещается более чем за полгода, а именно в праздник Вознесения Господня, предшествующего юбилейному торжеству года. В этот день во время литургии в храме св. апостола Петра, после чтения евангелия, провозглашается издаваемая на этот случай папская булла, копии с которой потом прибиваются к дверям четырех главнейших римских храмов. Начало юбилейного года считается с вечерни накануне праздника Рождества Христова предшествующего года, а окончание - в ту же рождественскую вечерню года юбилейного. Условием получения индульгенции поставлялось, между прочим, молитвенное посещение римских базилик. По первоначальному определению Бонифация VIII, для таких посещений указывались лишь базилики св. апостола Петра и св. апостола Павла, но в четырнадцатом столетии, буллами Климента VI и Григория XI, к двум первым базиликам присоединены были S.-Giovanni in Laterano и S.-Maria Maggiore. В 1500 г., при папе Александре VI, установлен особый богослужебный обряд открытия юбилейного года. Накануне праздника Рождества Христова папа торжественной процессией приближается к "porta santa", т. е. к одной из входных дверей храма св. Петра, заделанной наглухо каменной кладкой. После установленных молитв и песнопений папа возглашает: "aperite mihi p#000000ortas justitiae" и т. д. (Псал., CXVII, 19) и троекратно ударяет в дверь серебряным вызолоченным молотком. После этого каменная кладка, заграждающая дверь, разбирается и папа со всей сопровождающей его процессией входит внутрь храма. Церемония эта, совершаемая у храма св. Петра самим папой, в то же время исполняется и в остальных трех римских базиликах, посещение которых предписывается правилами Ю., причем заместителями папы в обряде являются назначенные для того кардиналы. Подобная же церемония совершается и при окончании юбилейного года, когда папа или замещающий его кардинал кладет первый камень и "святая дверь" снова заделывается, оставаясь в таком виде до следующего Ю.

Что же означает юбилейный год в римско-католическом смысле? Кардинал Вайземан дает следующее объяснение: "Это год, в который св. престол делает все возможное для того, чтобы Рим сделать в религиозном отношении привлекательным и единственным в своем роде. Театры закрываются, общественные удовольствия приостанавливаются; даже частные увеселения вводятся в границы порядка, принятого во время постов. Но все, что может посодействовать грешнику к исправлению или благочестивому преуспеянию, чтобы укрепить его веру и усилить его благочестие, - все это предлагается щедро и обильно. Кафедры бывают заняты самыми красноречивыми проповедниками, которые пробуждают совесть или поучают невежественных; исповедальни постоянно заняты священниками, говорящими на всех языках. Благочестивые общества или братства принимают, угощают и ведут прибывающие одни за другими партии паломников от святилища к святилищу. Алтари осаждаются искренне кающимися причастниками, причем раздаются индульгенции - однако, при таких условиях, которые отнюдь не легки". Это лишь показная сторона Ю., за которой скрывается и другая - чисто экономическая, так как наплыв паломников всегда сильно поправляет папские финансы.

См. А. И. Булгаков, "Римско-католические юбилейные годы" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1899, октябрь); "История христианской церкви в XIX в." (т. I, СПб., 1900); "Церковный Вестник", 1900, № 1; В. А. Соколов, "Поездка в Рим на Пасху юбилейного года" (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902).

Тезаурус русской деловой лексики

юбилей

Syn: торжество, празднование

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

юбилей

   , -я, м.

   Годовщина жизни, деятельности, существования кого- или чего-н.

   * Юбилей школы. *

   || прил. юбилейный, -ая, -ое.

   * Юбилейная выставка. *

Гаспаров. Записи и выписки

юбилей

   ♦ Собираются праздновать 1000-летие русской литературы, но спотыкаются о три трудности: почему древняя, когда средневековая; почему русская, когда восточнославянская; и почему юбилей, если неизвестно, от какого памятника считать.

   ♦ "На самом деле празднуется память не о победе, а о торжестве по случаю победы" (Брехт, О лит., 77). Ю. Лужков видел мальчишкой сталинское 800-летие Москвы и умилительно копировал его в своем полуюбилее. Полуюбилеи — тоже традиция: после того, как Бонифаций VIII отпраздновал 1300-летие Христа, его преемник отпраздновал 1350-летие. На ускоренном столетии Рима при Клавдии всех звали посмотреть на актера, который играл еще на столетии Рима при Августе.

   ♦ (От А. В. Лаврова). Был опрос к 200-летию, какие стихи Пушкина знают люди. На первом месте оказалось "Ты еще жива, моя старушка?", на втором "Выхожу один я на дорогу", на третьем "У лукоморья дуб зеленый". (Адамович, I, 338): "Помните рассказ Толстого о саратовском мещанине, помешавшемся на том, что не мог понять, чем так знаменит и славен Пушкин?"

Библейская энциклопедия арх. Никифора

юбилей

   (протяжный, трубный звук; Лев 25:10-13, Чис 36:4) — у евреев каждый пятидесятый год. Как каждый седьмой год назывался субботним, так после семи субботних следующий пятидесятый год назывался юбилеем. Повеление Господа о юбилее было следующее: «Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей: и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь, в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее» (Лев 25:8-12). С большою подробностью далее изложены особенности субботнего и юбилейного года и требования от народа предъявляемые законом, которые заключаются в следующем: 1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без всяких ограничений, как сказано выше (Лев ст. 11-12); 2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу (Вт 15:2); 3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам с некоторым вознаграждением лицу, пользовавшемуся ими пред началом юбилея и с соблюдением некоторых условий (ст. 30-34). Как в субботний год так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Субботний год начинался праздником Кущей, юбилей — празднованием дня очищения и трубным звуком, от которого и получил свое название. Причины учреждения юбилея в основании своем были весьма мудрые, а именно: 1) Хозяйственные. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способною к обильнейшему плодородию в следующие годы. «Если скажете, говорит бытописатель, что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое». 2) Гражданские. Прощение долгов и возвращение должникам их имущества по возможности уравнивало права и состояние граждан. Право собственности и личной свободы всегда и у всех народов считалось священным правом. Но по разным обстоятельствам, иногда не предвиденным, случается, что человек вынужден бывает продать или заложить свое имущество и даже самому отказаться от свободы и быть рабом, или удалиться из отечества. «Нищие всегда будут среди земли» (Вт 15:11). У евреев с наступлением субботнего года и юбилея, возвращались человеку права его, его личная свобода, его имущество и он снова становился лицом самостоятельным, свободным гражданином отечества, и государство снова имело в нем своего члена, способного исполнять свои обязанности и нести гражданские повинности. «Берегись, говорится во Второзаконии, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения; и чтоб, от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие» (15:9-15). 3) Нравственные. Постановления года субботнего и юбилея относительно бедных и должников время от времени возбуждали, питали и поддерживали чувство истинной любви, уважения и благожелания к ближнему. С другой стороны, эти постановления поддерживали и возбуждали в бедных успокоение в Боге и Его провидении. «Дай ему (и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно) и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое. ибо за то благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем что будет делаться твоими руками. Когда же будешь отпускать его (раба) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой» (Вт 15:10-13). Наконец, 4) Таинственные. Постановления юбилейные сохраняли всегда в виду племя обетования до рождения Мессии, напоминали покой земли во время невинности человека, взывали всех к успокоению в Боге и Его провидении и прообразовали лето Господне приятное и возвращение небесного наследия. Из Священного Писания известен один лишь случай по поводу постановления о юбилее. По смерти Израильтянина Салпаада не осталось наследников мужского пола. Пять дочерей незамужних просили Моисея утвердить за ними удел отца их. Просьба их была уважена. Но за тем, возник вопрос: когда владелицы отцовского удела выйдут замуж в другое колено и с собою внесут свое наследство, то чрез это сократится удел колена отца их? «И даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их прибавится к уделу того колена, в котором они будут (женами), и от удела колена отцов наших отнимется удел их». В предупреждение сего и было такое постановление: наследницы удела после отца могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отцов своих и удел их не переходил бы в другое племя, а оставался в племени отца их. Вследствие чего дочери Салпаада все пять вышли в замужество за сыновей дядей своих (Чис 36:11).

Энциклопедия иудаизма

юбилей

   , или Юбилейный год

(Йовэл)

   "И отсчитай себе семь седмин, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя сорок девять лет. Тогда протруби в рог в седьмой месяц, в десятый день месяца, в Йом Кипур* трубите в шофар* по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; Ю. да будет у вас [в этот год], и вернитесь каждый - в надел свой, и каждый - к семье своей возвратитесь. Ю. да будет у вас этот пятидесятый год [...] В сей год юбилейный воротитесь каждый во владение свое" (Лев. XXV, 8-13).

   Год этот называется "йовэл", так как в начале года - в Йом Кипур - трубили в шофар, или йовэл (бараний рог). Отсюда же слово "юбилей". Пророк Иехезкель называл йовел "годом свободы" - в этом году получали свободу рабы. Начало Ю. приходится на месяц Тишри*. Важность Ю. состояла в том, что в этом году освобождались рабы, независимо от того, принадлежали они еврею или пришельцу. Согласно написанному в Торе, покупающий раба должен заранее рассчитать, сколько лет тот проработает у него до юбилейного года, и в соответствии с этим определить его цену.

   Освящение Ю.Г. начинается в Рош hа-Шана (в первый день Нового года) и завершается в Йом Кипур трублением в шофар, освобождением рабов и возвращением проданных наделов их прежним владельцам.

   Семнадцать Ю. было у евреев до разрушения Первого Храма. С разрушением Храма Ю. был отменен. Когда Эзра* привел евреев-изгнанников из Вавилона, начали новый отсчет, и тринадцатый год после постройки Второго Храма был объявлен годом "шмита"*.

   После семи "шмитот" освящали пятидесятый год - Ю. год.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

юбилей

юбил’ей (Лев.25:10,11,13,28,30,31,33,40,50,52,54; Лев.27:17,18,21,23,24; Чис.36:4) — каждый пятидесятый год, следующий за седьмым субботним годом. Наступление юбилейного года возвещалось протяжным трубным звуком, по-еврейски «иобель», от которого и произошло его название. Это был год восстановления и возвращения. В этот год не позволялось ни сеять, ни жать, но самородным разрешалось пользоваться. Юбилейный год был прообразом истинного освобождения (Ис.61:2). Еврей мог быть вынужден продать все свое имущество и даже самого себя, но он знал, что придет год, когда ему все будет возвращено (в Иез.46:17 назван годом освобождения). (см. суббота)

Вестминстерский словарь теологических терминов

юбилей

 ♦ (ENG jubille)

   ветхозаветное предписание, чтобы каждый пятидесятый год (Лев. 25:8-55; 27:17-21; Чис. 36:4) поля оставались невозделанными, рабы были освобождены, а долги - аннулированы в память о том, что все принадлежит Богу. Нек-рые усматривают ссылку на это в назаретской проповеди Иисуса (Лк. 4:19).

Политическая наука: Словарь-справочник

юбилей

(лат. jubilaeus annus юбилейный год, от др.-евр.)

годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщина какого-либо события; празднование такой годовщины.

Шекспировская энциклопедия

юбилей

(Jubilee)

См. Гаррик, Дэвид.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово юбилей может быть

Предложения со словом юбилей

  • Ему переслали эту корреспонденцию, и он с удивлением обнаружил приглашение от господина Кульчицкого приехать на его юбилей, который состоится на острове Родос, расположенном в Эгейском море.
  • Когда супруги в праздники или просто в моменты лирического настроения будут зажигать свечи, они вспомнят свой медный юбилей и вас, того, кто сделал им такой подарок.
  • От отдела на юбилейный вечер не был приглашен никто.
  • Если по каким-то причинам на открытие юбилейной выставки не могли приехать Сталин или Каганович, редакторы газет и журналов, комсомольские вожди и руководители Наркомпроса, Главреперткома и Совкино, то туда с превеликим удовольствием пошли бы члены их семей, рядовые сотрудники учреждений и редакций.