22 ноября 2024
450 тысяч слов
+3 за сегодня

Значения слова я

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
Гаспаров. Записи и выписки
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Педагогический терминологический словарь

Словарь Ушакова

я

1.

я1 нескл., ср. название буквы "я", неточное обиходное название звука "а" с предшествующей мягкостью согласного или с йотацией и др. значения; срн. А1.

2.

я2, меня, мне, меня, мною и мной, обо мне, мест. личное 1 лица ед.

1. Служит для обозначения говорящим самого себя. «Я недостоин вас - я это знаю.» А.Тургенев. «Швабрин и я остались наедине Пушкин. Не забывайте меня. Вспомните обо мне.

| дат. мне употр. также для выражения досады, опасения, раздражения при личной заинтересованности в чем-нибудь говорящего. «Ох, уж эти мне ребята!» Пушкин. Не разбейте вы мне стекло! только не разбудите вы мне ребенка.

2. в знач. сущ. нескл., ср. и (устар.) муж. употр. для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности, а также для обозначения (в идеалистической философии) субъекта (пишется часто в кавычках или прописной буквой; филос., книж.). «"Наивный реализм" всякого здорового человека, не побывавшего в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, состоит в том, что вещи, среда, мир существуют независимо от нашего ощущения, от нашего сознания, от нашего Я и от человека вообще.» Ленин. "Я" и "не я" (человек и внешний мир). Наше "я". «Беседовать со своим "я" было для него высшею отрадою.» Гончаров. «Разве между тем человеком, каким я себя помню, - и теперешним мною - не целая бездна?» А.Тургенев. «Мой "я" один здесь цел и ненарушим.» Вяземский. Мое второе "я", другое "я" (перевод лат. alter ego).

Не я буду, если... - я не оправдаю своего характера, себя, своих привычек, если... Не я буду, если я не добьюсь своего. У меня - см. У3 во 2 знач. Я тебе дам! - см. дать. Я тебе (те, вам; разг.) - употр. для выражения запрещения, угрозы. Я тебе поваляюсь на диване! Я тебя (его, вас, их; разг.) - употр. для выражения угрозы. «Отыщи сей же час, кто смел со мною разговаривать, я его!» Пушкин.

Этимологический Словарь Русского Языка

я

Древнерусское – язъ.

Старославянское – азъ.

Общеславянское – jazъ.

Индоевропейское – eg(h)om (мое бытие).

Древнерусское «я» впервые появилось в «Повести временных лет», затем в некоторых других летописях и грамотах. Время начала широкого распространения – XII–XIII вв.

Уже в общеславянский период вместо изначальной (индоевропейской) формы употреблялась известная в наши дни форма jа(зъ), которая представляла собой результат удлинения начального е- в индоевропейском слове и его йотации.

Из общеславянского слово попало во многие языки: литовский, латышский, англосаксонский, латинский, греческий. По аналогии с односложными указательными местоимениями (напр., общеслав. tъ) личное местоимение «я» утратило конечный слог -зъ и обрело форму ja.

Родственными являются:

Украинское – я.

Болгарское – аз.

Словенское – jaz.

Чешское – ja.

Польское – ja.

Энциклопедический словарь

я

последняя, тридцать третья буква русского алфавита; восходит к юсу малому ¤ (см. Юсы).

Словарь Ожегова

я

Я, меня, мне, меня, мной(ю), обо мне, мест. личн. 1. л. ед. ч.

1. Служит для обозначения говорящим самого себя. Я мыслю, следовательно, существую. Если не я, то кто же? (говорится в знач. это мой долг, я должен действовать; высок.). Я не я, и лошадь не моя (посл.: ничего не знаю, ни к чему не причастен).

2. нескл., ср. Индивидуум как личность, осознающая самоё себя (книжн. и спец.). Углублённость в собственное «я». Он моё второе «я». Кроме собственного «я» ничем не интересуется. Расстройства «я» (общее название нек-рых психических заболеваний, связанных с нарушением самосознания).

Я тебе (вам, им)! или я тебя (его, вас, их)! (разг.) выражение угрозы.

Не я буду, если... (разг.) употр. в контекстах с противопоставительным значением для выражения твёрдой уверенности или решительности намерения. Не я буду, если не сдержу своего слова.

Словарь Ефремовой

я
  1. буква Тридцать третья буква русского алфавита.
  2. ср. нескл.
    1. Употр. при обозначении сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире как личности.
    2. Употр. при противопоставлении человека окружающей среде.
    3. Употр. при обозначении субъекта (в философии).
  3. местоим.
    1. Употр. при обозначении говорящим самого себя.
    2. Употр. при обозначении одного, отдельного человека в противоположность нескольким, многим.

Фразеологический словарь русского языка

я

Я не я - ничего не знаю, не имею никакого отношения к чему-либо

Я тебе (его, вас, их) - употребляется для выражения угрозы

Фразеологический словарь (Волкова)

я

  Не я буду, если... - я не оправдаю своего характера, себя, своих привычек, если...

    Не я буду, если я не добьюсь своего.

  Я тебе дам! (простореч. фам.) - выражение угрозы.

    Я те дам яблоки воровать!

  Я тебе (те, вам; разг.) - употребляется для выражения запрещения, угрозы.

    Я тебе поваляюсь на диване!

    Я тебя (его, вас, их; разг.) - употребляется для выражения угрозы.

    Отыщи сей же час, кто смел со мною разговаривать, я его! А. Пушкин.

Гаспаров. Записи и выписки

я

   ♦ Бердяев, "Самосознание": "Андрей Белый сам говорил про себя, что у него нет личности, нет Я: иногда казалось, что он этим гордился". Не было личности, а была индивидуальность, категория неморальная.

   ♦ Илл. Вас. Васильчикова назначили председателем Государственного совета. "Всю ночь не мог заснуть: до чего мы дожили! на такую должность лучше меня никого не нашли" (Соллогуб, 158).

   ♦ Из меня будет хороший культурный перегной.

   ♦ "Это дело двоих: меня и еще одного меня", говорил Мейерхольд (Гладков 270).

   ♦ (см. выше). Le moi est hai"ssable — это Паскаль, Мысли, 455. Валери и Жид дополняли: pas le mien. Леви-Стросс пояснял (в "Тропиках"): Le moi n"est pas seulement hai"ssable: il n"y a pas de place entre un nous et le rien. А Реверди комментировал: "это из-за заповеди: люби ближнего, как себя".

   ♦ "Собака у реки боялась пить, пугаемая своим отражением; так между нами и нашими мыслями стоит препятствием наше мнение о самих себе". Суфийская притча.

   Э. Фрид. HOMO LIBER

   Я книга

   которая будет

   когда я перестану быть "я"

   Я книга

   которая будет "я"

   когда я стану книгой

   Книга

   которая зачитана

   и еще не написана

   Книга

   которая предписана

   еще не прочитанному

   Я книга

   которая раскрывается

   и которая закрывается

   которая собой не покрывается

   и перекрывается

   и скрывается

   Книга попавшая в переплет

   расклеивается

   рассыпается по листику

   Продолжения нет

   но она знает

   что ей конец.

   "Либерская гавридия" — назывался при Дале офенский жаргон.

   "Если знаешь предлагаемое, то похвали, если не знаешь, то поблагодари" (Фульгенций).

   ♦ Восп. Н. Русанова начинаются: "У Паскаля сказано: "Я" вещь ненавистная…"

   ♦ Ghetto of himself (было сказано о С. Эфроне). Кто исследовал авторское "я" Козьмы Пруткова? Мимоходом у А. Жолковского: "Ролевая клавиатура Ахматовой более богатая, чем у кого бы то ни было, за исключением разве Козьмы Пруткова…"

   ♦ "Что б я ни делал, всегда нахожу что-нибудь между истиной и мною: это нечто — сам я; истина сокрыта мне одним мною. Есть одно средство увидеть истину — удалить себя, почаще говорить себе, как Диоген Александру: отойди, не засти солнца". Чаадаев, 1913, 1, 158.

   ♦ "Мое физическое "я" оказывается ненужным и неудобным приложением к моей работе. Между тем, без него обойтись нельзя" (О. Мандельштам к Н. Тихонову, март 1937).

   ♦ "Господи, избавь меня от меня" (Т. Browne).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

я

 Я

 ♦ Moi

   Субъект, рассматриваемый как объект, общее наименование «эго». Тем самым Я одновременно есть объект (или процесс), принимающий себя за субъекта. Я – не субстанция и не бытие; оно не находится «ни в теле, ни в душе» (Паскаль, «Мысли», 688–323); оно есть всего лишь совокупность приписываемых ему качеств или иллюзий, питаемых человеком относительно самого себя.

   В словаре психоаналитиков местоимение Я, выступающее в форме существительного, обозначает один из трех структурных компонентов второй топики Фрейда. Это сознательный (хотя и не полностью) полюс психического аппарата, отстаивающий свои права в колебаниях между порывами «Оно», требованиями «сверх-Я» и принуждениями реальной действительности. Это элемент равновесия, однако лишенный стабильности, нечто вроде коромысла весов или вечного «дурака», на которого сыплются все шишки.

   Вместе с тем построение Я есть необходимый и всегда незавершенный процесс. Я является целью для самого себя. «Там, где было "Оно", должно появиться Я», как указывает Фрейд. Это не значит, что Я должно вытеснить «Оно» («Оно» всегда сохраняет за собой свое место, что принципиально), однако Я не может полностью отказаться от борьбы, существуя в качестве особого компонента лишь постольку, поскольку само себя выстраивает, а это возможно только через преодоление «Оно» и реальности. Человек должен стать тем, что он есть, писал Ницше. Прав ли он? Скорее все же человек должен стать тем, чем он хочет стать и чем он уже является благодаря этому желанию, хотя становление это не имеет конца и никогда не прекращается. Таким образом, речь идет не о вытеснении «Оно», а о сопротивлении ему и преодолении его, во всяком случае частичном. «Это примерно такая же культурная работа, как осушение озера Зюйдер-Зее», – заключает Фрейд («Введение в психоанализ», Лекция 31).

Педагогический терминологический словарь

я

   многозначный термин психологии и педагогики.

   1. Ощущение и (или) осознание собственной идентичности и личной обособленности. "Я" возникает на основе взаимодействия становящейся личности с окружающей средой, развивается в ходе самоактуализации личности.

   2. Способность личности к самоуправлению. Имеет большое педагогическое значение. Появление "Я" в раннем детстве требует от воспитателей умения подкрепить его становление и одновременно не допустить его неадекватности (завышенной или заниженной модальности).

   3. Апперцептивная масса личного опыта.

   4. Сознание или самосознание человека.

   5. Кульминация личностного развития, самоактуализация.

   6. В теории З. Фрейда и его последователей - личность в целом; инстанция защиты в отличие от "Сверх-Я" как инстанции запретов.

   7. В гуманистической психологии - системообразующий мир личности, система самовосприятия, детерминанта реакций и поведения человека.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 331)

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc