1.
я1 нескл., ср. название буквы "я", неточное обиходное название звука "а" с предшествующей мягкостью согласного или с йотацией и др. значения; срн. А1.
2.
я2, меня, мне, меня, мною и мной, обо мне, мест. личное 1 лица ед.
1. Служит для обозначения говорящим самого себя. «Я недостоин вас - я это знаю.» А.Тургенев. «Швабрин и я остались наедине.» Пушкин. Не забывайте меня. Вспомните обо мне.
| дат. мне употр. также для выражения досады, опасения, раздражения при личной заинтересованности в чем-нибудь говорящего. «Ох, уж эти мне ребята!» Пушкин. Не разбейте вы мне стекло! только не разбудите вы мне ребенка.
2. в знач. сущ. нескл., ср. и (устар.) муж. употр. для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности, а также для обозначения (в идеалистической философии) субъекта (пишется часто в кавычках или прописной буквой; филос., книж.). «"Наивный реализм" всякого здорового человека, не побывавшего в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, состоит в том, что вещи, среда, мир существуют независимо от нашего ощущения, от нашего сознания, от нашего Я и от человека вообще.» Ленин. "Я" и "не я" (человек и внешний мир). Наше "я". «Беседовать со своим "я" было для него высшею отрадою.» Гончаров. «Разве между тем человеком, каким я себя помню, - и теперешним мною - не целая бездна?» А.Тургенев. «Мой "я" один здесь цел и ненарушим.» Вяземский. Мое второе "я", другое "я" (перевод лат. alter ego).
• Не я буду, если... - я не оправдаю своего характера, себя, своих привычек, если... Не я буду, если я не добьюсь своего. У меня - см. У3 во 2 знач. Я тебе дам! - см. дать. Я тебе (те, вам; разг.) - употр. для выражения запрещения, угрозы. Я тебе поваляюсь на диване! Я тебя (его, вас, их; разг.) - употр. для выражения угрозы. «Отыщи сей же час, кто смел со мною разговаривать, я его!» Пушкин.
Древнерусское – язъ.
Старославянское – азъ.
Общеславянское – jazъ.
Индоевропейское – eg(h)om (мое бытие).
Древнерусское «я» впервые появилось в «Повести временных лет», затем в некоторых других летописях и грамотах. Время начала широкого распространения – XII–XIII вв.
Уже в общеславянский период вместо изначальной (индоевропейской) формы употреблялась известная в наши дни форма jа(зъ), которая представляла собой результат удлинения начального е- в индоевропейском слове и его йотации.
Из общеславянского слово попало во многие языки: литовский, латышский, англосаксонский, латинский, греческий. По аналогии с односложными указательными местоимениями (напр., общеслав. tъ) личное местоимение «я» утратило конечный слог -зъ и обрело форму ja.
Родственными являются:
Украинское – я.
Болгарское – аз.
Словенское – jaz.
Чешское – ja.
Польское – ja.
последняя, тридцать третья буква русского алфавита; восходит к юсу малому ¤ (см. Юсы).
Я, меня, мне, меня, мной(ю), обо мне, мест. личн. 1. л. ед. ч.
1. Служит для обозначения говорящим самого себя. Я мыслю, следовательно, существую. Если не я, то кто же? (говорится в знач. это мой долг, я должен действовать; высок.). Я не я, и лошадь не моя (посл.: ничего не знаю, ни к чему не причастен).
2. нескл., ср. Индивидуум как личность, осознающая самоё себя (книжн. и спец.). Углублённость в собственное «я». Он моё второе «я». Кроме собственного «я» ничем не интересуется. Расстройства «я» (общее название нек-рых психических заболеваний, связанных с нарушением самосознания).
• Я тебе (вам, им)! или я тебя (его, вас, их)! (разг.) выражение угрозы.
Не я буду, если... (разг.) употр. в контекстах с противопоставительным значением для выражения твёрдой уверенности или решительности намерения. Не я буду, если не сдержу своего слова.
Я не я - ничего не знаю, не имею никакого отношения к чему-либо
Я тебе (его, вас, их) - употребляется для выражения угрозы
Не я буду, если... - я не оправдаю своего характера, себя, своих привычек, если...
► Не я буду, если я не добьюсь своего.
Я тебе дам! (простореч. фам.) - выражение угрозы.
► Я те дам яблоки воровать!
Я тебе (те, вам; разг.) - употребляется для выражения запрещения, угрозы.
► Я тебе поваляюсь на диване!
► Я тебя (его, вас, их; разг.) - употребляется для выражения угрозы.
► Отыщи сей же час, кто смел со мною разговаривать, я его! А. Пушкин.
♦ Бердяев, "Самосознание": "Андрей Белый сам говорил про себя, что у него нет личности, нет Я: иногда казалось, что он этим гордился". Не было личности, а была индивидуальность, категория неморальная.
♦ Илл. Вас. Васильчикова назначили председателем Государственного совета. "Всю ночь не мог заснуть: до чего мы дожили! на такую должность лучше меня никого не нашли" (Соллогуб, 158).
♦ Из меня будет хороший культурный перегной.
♦ "Это дело двоих: меня и еще одного меня", говорил Мейерхольд (Гладков 270).
♦ (см. выше). Le moi est hai"ssable — это Паскаль, Мысли, 455. Валери и Жид дополняли: pas le mien. Леви-Стросс пояснял (в "Тропиках"): Le moi n"est pas seulement hai"ssable: il n"y a pas de place entre un nous et le rien. А Реверди комментировал: "это из-за заповеди: люби ближнего, как себя".
♦ "Собака у реки боялась пить, пугаемая своим отражением; так между нами и нашими мыслями стоит препятствием наше мнение о самих себе". Суфийская притча.
Э. Фрид. HOMO LIBER
Я книга
которая будет
когда я перестану быть "я"
Я книга
которая будет "я"
когда я стану книгой
Книга
которая зачитана
и еще не написана
Книга
которая предписана
еще не прочитанному
Я книга
которая раскрывается
и которая закрывается
которая собой не покрывается
и перекрывается
и скрывается
Книга попавшая в переплет
расклеивается
рассыпается по листику
Продолжения нет
но она знает
что ей конец.
"Либерская гавридия" — назывался при Дале офенский жаргон.
"Если знаешь предлагаемое, то похвали, если не знаешь, то поблагодари" (Фульгенций).
♦ Восп. Н. Русанова начинаются: "У Паскаля сказано: "Я" вещь ненавистная…"
♦ Ghetto of himself (было сказано о С. Эфроне). Кто исследовал авторское "я" Козьмы Пруткова? Мимоходом у А. Жолковского: "Ролевая клавиатура Ахматовой более богатая, чем у кого бы то ни было, за исключением разве Козьмы Пруткова…"
♦ "Что б я ни делал, всегда нахожу что-нибудь между истиной и мною: это нечто — сам я; истина сокрыта мне одним мною. Есть одно средство увидеть истину — удалить себя, почаще говорить себе, как Диоген Александру: отойди, не засти солнца". Чаадаев, 1913, 1, 158.
♦ "Мое физическое "я" оказывается ненужным и неудобным приложением к моей работе. Между тем, без него обойтись нельзя" (О. Мандельштам к Н. Тихонову, март 1937).
♦ "Господи, избавь меня от меня" (Т. Browne).
Я
♦ Moi
Субъект, рассматриваемый как объект, общее наименование «эго». Тем самым Я одновременно есть объект (или процесс), принимающий себя за субъекта. Я – не субстанция и не бытие; оно не находится «ни в теле, ни в душе» (Паскаль, «Мысли», 688–323); оно есть всего лишь совокупность приписываемых ему качеств или иллюзий, питаемых человеком относительно самого себя.
В словаре психоаналитиков местоимение Я, выступающее в форме существительного, обозначает один из трех структурных компонентов второй топики Фрейда. Это сознательный (хотя и не полностью) полюс психического аппарата, отстаивающий свои права в колебаниях между порывами «Оно», требованиями «сверх-Я» и принуждениями реальной действительности. Это элемент равновесия, однако лишенный стабильности, нечто вроде коромысла весов или вечного «дурака», на которого сыплются все шишки.
Вместе с тем построение Я есть необходимый и всегда незавершенный процесс. Я является целью для самого себя. «Там, где было "Оно", должно появиться Я», как указывает Фрейд. Это не значит, что Я должно вытеснить «Оно» («Оно» всегда сохраняет за собой свое место, что принципиально), однако Я не может полностью отказаться от борьбы, существуя в качестве особого компонента лишь постольку, поскольку само себя выстраивает, а это возможно только через преодоление «Оно» и реальности. Человек должен стать тем, что он есть, писал Ницше. Прав ли он? Скорее все же человек должен стать тем, чем он хочет стать и чем он уже является благодаря этому желанию, хотя становление это не имеет конца и никогда не прекращается. Таким образом, речь идет не о вытеснении «Оно», а о сопротивлении ему и преодолении его, во всяком случае частичном. «Это примерно такая же культурная работа, как осушение озера Зюйдер-Зее», – заключает Фрейд («Введение в психоанализ», Лекция 31).
многозначный термин психологии и педагогики.
1. Ощущение и (или) осознание собственной идентичности и личной обособленности. "Я" возникает на основе взаимодействия становящейся личности с окружающей средой, развивается в ходе самоактуализации личности.
2. Способность личности к самоуправлению. Имеет большое педагогическое значение. Появление "Я" в раннем детстве требует от воспитателей умения подкрепить его становление и одновременно не допустить его неадекватности (завышенной или заниженной модальности).
3. Апперцептивная масса личного опыта.
4. Сознание или самосознание человека.
5. Кульминация личностного развития, самоактуализация.
6. В теории З. Фрейда и его последователей - личность в целом; инстанция защиты в отличие от "Сверх-Я" как инстанции запретов.
7. В гуманистической психологии - системообразующий мир личности, система самовосприятия, детерминанта реакций и поведения человека.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 331)