янус. В выражении: двуликий Янус - см. двуликий.
м.
Божество времени, всякого начала и конца, входа и выхода, двумя своими лицами -
старым и молодым - обращенными в прошедшее и настоящее (в древнеримской
мифологии).
м.
Двуличный человек.
(лат. Janus)
в рим. мифологии бог света и солнца, входа и выхода. Статуи Я. украшали арки, а его изображение - ворота, монеты и т.п. Я. - покровитель дорог и путешественников, в т.ч. и купцов. В мирное время ворота его храма закрывались, а во время войны оставались открытыми. Я. изображался с двумя лицами - одно из них было обращено в прошлое, другое - в будущее, что и породило выражение «двуликий Я.». Именем Я. римляне назвали первый месяц года - январь.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
«дверной» - древнеримский бог дверей, входов и выходов, а также всякого начала (года, месяца, человеческой жизни), покровитель дорог и путешественников. Двери, ворота, переходы, арки были посвящены Я. и часто были украшены его изображениями. Его имя называли первым при обращении к богам. Иногда Я. считали небесным ключником, открывающим небесные ворота и выпускающим на землю день, а вечером снова запирающим ворота. Его изображали с ключами и 365 пальцами по числу дней года, с двумя лицами, смотрящими в разные стороны. Двуликость Я. объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что ему известно и прошлое, и будущее. Я. считался первым царем Лация, жившим на холме Яникул и научившим людей земледелию и кораблестроению. По некоторым мифам, он - супруг нимфы вод Ютурны и отец бога источников Фонса. Я. решал вопросы войны и мира. На римском форуме стояла двойная арка, соединенная боковыми стенами. Во время мира ее ворота были закрыты, а при объявлении войны они отпирались. Войска, отправляясь в поход, проходили сквозь них. Я. посвящались первые числа месяцев и первый месяц года, который был назван в его честь, - январь.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Римское божество, не имеющее греческого эквивалента. Имя Янус означает "ворота", "двери" (отсюда эпитет "отпирающий"). Позже Янус стал богом любого начала. По имени Януса был назван первый месяц года юлианского календаря - январь. Янус изображался двуликим. По-видимому, это символизировало осмотрительность, необходимую для начала любого дела. Изображения двуликого Януса чеканились на римских монетах. Храм Януса находился на римском Форуме и имел два входа. Во время войны ворота храма оставляли открытыми, а при заключении мира закрывали.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в римской мифологии бог входов и выходов, дверей, начала. Имя (в переводе с латинского языка «Janus» - «двери, ворота») употреблялось с эпитетами «отпирающий», «запирающий», любого начала (первого месяца года, первого дня месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Янус считался первым царем Лация, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Янус разделил власть с Сатурном. Праздник Януса - Агонии отмечался 9 января, а жрецом его был замещавший царя - «царь священнодействий», возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами - по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в различные стороны лицами. Отсюда его эпитеты «двойной», «двуликий». Его двуликость объясняли тем, что двери ведут внутрь и вовне дома, а также тем, что он знает прошлое и будущее. Так же называлась посвященная Янусу двойная арка, образовывавшая ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Янус считался также богом договоров, союзов. Впоследствии Януса интерпретировали как «мир», первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос. При этом Янус превратился из бесформенного шара в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось. Возможно, это отголоски мифа о Янусе как творце мира. Культ Януса в массах распространения не получил (это было типичным для древних космических богов - демиургов).
1) Спутник Сатурна, открыт О. Дольфюсом (A. Dollfus, Франция, 1966). Расстояние от Сатурна 151,5 тыс. км, диаметр около 220 км, сидерический период обращения около 16,7 ч.
2) Янус — в мифах древних римлян бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). Изображался с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал) и с двумя смотрящими в разные стороны лицами (откуда его эпитет двойной). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что Янус знает и прошлое, и будущее. Он считался первым царём Лация, жившим на холме Яникул; он научил людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Считался также богом договоров, союзов.
(лат. Janus, от janus крытый проход и janua дверь)
в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. По реформе календаря Ю. Цезаря месяцем, посвящённым Янусу (Januarius - январь), начинался год. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее). В переносном смысле - «двуликий Янус» - лицемерный человек.
Я́нус - в римской мифологии бог входов и выходов.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
в римской мифологии бог с двумя лицами, владыка всех начинаний. Под его покровительством находилсь все входы ивыходы, быдь то двери дома человека, храма богов или ворота городских стен. Каждый день начинался с того, что жрецы призывали Януса на помощь людям. В первый день каждого года, который был назван Януарием в честь Януса, римляне устраивали торжество в честь двуликого бога. Янусу приносили жертвы медовыми пирогами, вином и плодами. в день праздника в честь Януса люди желали друд другу счастья и дарили сладости. Считалось, что дарить сладкое - значит желать "сладкой" (беззаботной) жизни в наступающем году и исполнения всех заветных желаний. В этот день государственным законом были запрещены ссоры, драки и даже крики и шум. Особую роль храм Януса играл в военных делах Древнего Рима. Когда начиналась война, царь или консул отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправляющиеся в поход. Считалось, что таким образом солдаты получают благословение бога. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, благодаря его за победу или прося прощение за поражение и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ