ж. стар. татарск. вестовая пушка или пищаль, тревога. И те караульщики с крымской стороны, увидя подъем, стрелили ясою.
Яса, от есть. см. яда.
("запрет", отт. "наказ, закон", также "налог, подать") — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курилтае (см.) и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Ни в монг. подлиннике, ни в полном переводе Я. до нас не дошла; мы ее знаем по сообщениям и выдержкам персидских и араб. историков монголов; их сведения подробно сопоставил Гаммер в "Geschichte d. goldenen Horde" (Пешт, 1840, стр. 184—192); то же делали последующие европейские историки, как Березин ("Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева", в "Тр. Вост. Отд. Имп. Арх. Общ.", ч. VIII, СПб., 1864), Эрдманн ("Temutschin", Лпц., 1862), X. Хоуорт ("Hist. of the Mong.", Лонд., 1876) и друг. Восстановляемые таким образом положения Я. распадаются на пять отделов: 1) преступления, караемые смертью, 2) война, ее ведение и военное устройство, 3) семья и семейный строй, 4) похвальные доблести, 5) различные запреты. Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясою, заимствован из образцов китайских. Синолог В. Васильев, познакомившись с Я. по изложению персидск. историка Рашидеддина, отказывался видеть в Я. свод законов; по его мнению, Я. — вовсе не закон, а то же, что изречения каждого китайского богдыхана, ему приписываемые и после его смерти издаваемые. Как на образчик таких изречеий, В. Васильев указывал на статью "Домашние изречения Канси" (в I т. кит. хрестоматии В. Васильева). См. "Записки Вост. Отд. Имп. Русск. Археол. Общ." (т. IV, 1889, стр. 381).
А. Крымский.