аллилуия
(древнеевр. halalu-Yah — хвалите Господа; в греч. приобрело написание άλληλούια, в лат. — alleluia, однако в амвросианском обряде — hallelujah) — библ. молитвенное возглашение, славословие Бога, широко употребляемое в иуд. и христ. молитвах. В в.-з. богослужении А. — припев к псалмам и гимнам (возможно, первоначально обращение регента к народу с призывом восхвалить Господа). В НЗ А. встречается только в Откр 19, 1–6. С апост. времен возглашение А. прочно вошло в христ. богослужебную практику.
В зап. обрядах А. воспринимается как особое проявление ликования: поэтому А. не произносится в период Великого поста (до литург. реформы II Ватиканского собора А. опускалась также в предначинательные недели Великого поста, в будни Адвента и некоторые др. дни, а также в заупокойных богослужениях); напротив, в Пасхальное время А. добавляется к ряду песнопений и др. богослужебных текстов. Поскольку в дореформенном богослужении А. впервые после долгого перерыва звучала на мессе Великой субботы, этот день в некоторых странах назывался «Аллилуйной субботой».
С древности общим для многих литург. традиций стало пение А. перед чтением Евангелия на Божественной литургии.
Лит-ра: Elbogen I. Der jЯdische Gottesdienst in seiner geschichtlischen Entwicklung. Fr., 1931; Glibotic J. De cantu Alleluia in patribus saeculo VII antiquioribus // Ephemerides liturgicae 50 (1936), 101–123; Jammers E. Das Alleluja in der gregorianischen Messe. MЯnster, 1973.
Ю. Рубан, П. Сахаров
, и, ср. и ж.
1. Хвалебный припев в церковных христианских песнопениях.
2. Славословие, восхваление (ирон.).
* ► Кстати ли такое аллилуйя на могиле Дельвига? // Пушкин. Письма // *
(др.-евр. - хвалите Бога) - краткое песнопение, часто употребляемое в богослужениях и молитвах.
(гр. alleluja — хвалите бога) — восторженное, торжественное религиозное песнопение с характерным распевом на отдельных слогах слова alleluja. Лучшие образцы alleluja принадлежат Г. Ф. Генделю, И. С. Баху, В. А. Моцарту, П. И. Чайковскому и по своему художественному значению выходят далеко за пределы религиозной музыки.
(греч. - от евр. "хвалите Бога") - словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в христианское богослужение без перевода.
слово, произошедшее от еврейского и означающее «хвалите Бога». В христианский молитвенный обиход оно вошло без перевода. Этим словом древние евреи выражали радость и хвалу Богу во время своих богослужений. Слово «Аллилуйя» начинает и завершает некоторые из псалмов. Кроме того, святитель Иоанн Богослов слышал «Аллилуйя» в гимне, воспетом ангелом после изображения Суда Божия над Вавилоном. Он слышал «как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Откровение Иоанна Богослова, 19, 6). Гимн, воспетый Господом и его учениками после Тайной вечери (Евангелие от Матфея, 26, 30), также принадлежал к числу хвалебных псалмов.
(от др.-евр. халлелуйя - хвалите бога), в христианском богослужении припев церковного песнопения, в иудаизме возглас, прославляющий бога.
АЛЛИЛУЙЯ. В христианском богослужении: возглас, выражающий хвалу.
• Аллилуйю петь кому непомерно восхвалять когон.
(с еврейского "Хвалите Господа") — одна из торжественных и священных песней христианского богослужения, употребляемая и отдельно, и как припев к другим песнопениям. Она вошла в употребление еще во времена апостольские и при пении в честь Св. Троицы повторялась обыкновенно три раза. Но в России, первоначально в XV столетии во Пскове, явилось учение о двоении, или "сугубой аллилуии", в честь воскресшего Христа — учение, принятое потом раскольниками в виде догмата.
(др.-евр. халлелуйя ≈ хвалите бога), в иудаизме возглас прославления бога. В христианском богослужении припев церковного песнопения.