амвон, амвона, муж. (греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь - вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный.
(греч. άμβων, лат. ambo) — возвышение в нефе церкви, предназначенное для чтения Св. Писания, а также для произнесения проповеди и литург. пения; в раннехрист. период использовались также названия: бема (βήμα), pyrgus (πύργος), lectorium, tribunal и др. В интерпретации патр. Константинопольского Германа А. символизирует камень, преграждавший вход в Гроб Господень (возле этого камня ангел объявил о воскресении Христовом). Первое упоминание об А. содержится в 5-м каноне Лаодикийского собора (364–371), затем этот термин используется у Палладия в Житии св. Иоанна (Vita Sancti Joannis), у Сократа Схоластика (Historia ecclesiastica VI); у Созомена А. назван «бемой для чтения» (Historia ecclesiastica IX, 2). В Константинополе в храме Св. Софии на А. совершали обряд коронации императора. Предписание Constitutiones Apostolorum (ок. 380) о размещении А. «посередине церкви» допускало разнообразие: на пересечении диагоналей самой базилики или ее центр. нефа (как в Сирии). Иногда А. смещен к северу или к югу от продольной оси, как в Греции и Равенне, иногда сдвинут к востоку (Константинополь, Малая Азия). В Средние века в некоторых храмах появился второй А., предназначавшийся только для чтения Евангелия. В рим. базиликах Св. Климента, Св. Лаврентия и Санта Мария ин Космедин А. примыкают к выгороженному балюстрадой прямоугольному пространству (schola cantorum) в центр. нефе. А. делали из камня или дерева. По конструкции ранние А. можно разделить на 3 типа. 1-й («константинопольский») преобладает в юстиниановскую эпоху, сохраняясь и в раннем Средневековье, и представляет собой приподнятую на колонках платформу с балюстрадой, к которой с двух сторон ведут лестницы. Много подобных А. известно в Константинополе, Малой Азии, Греции и др. регионах (Иллирик, Болгария, Крым, Абхазия). 2-й тип (малораспространенный) — А. с «веерообразными» двойными лестницами, — относится к V–VI вв. и встречается преимущественно в Сев. Греции (напр. в церкви Св. Георгия в Салониках). 3-й тип — прямоугольные или полукруглые в плане А. меньших размеров, с одной лестницей, с полукружием, обращенным к апсиде. Он был распространен в VI–VII вв. в Греции и Малой Азии, встречается также в Далмации, Истрии, Сев. Италии и Палестине. Кроме того, выделяется близкая к 3-му типу группа небольших монолитных А. с одной лестницей (Греция, Равенна). Декор А. — в основном скульптурный, в раннехрист. эпоху преобладают символические изображения креста, а также зооморфные и растительные мотивы. Сюжетные композиции крайне редки (А. из Салоник со сценой Поклонения волхвов). Единичны случаи украшения А. мозаикой (в базилике в Никополе). После VII в. декор меняется: рельеф становится более низким и плоским, появляются антропоморфные изображения. Особый архитектурный и литург. феномен — т.н. бема, или «сирийский амвон», — был распространен в Сев. Сирии в IV–VI вв., преимущественно в базиликах. Бема располагается в центре церкви, это массивная полукруглая конструкция на цоколе, обращенная к западу. На ней расположена скамья для духовенства, иногда с подножием, а в центре ее — «трон-пюпитр». Т.н. пристенные А. (в кафедр. соборах в Пизе и Сиене) и А. в виде лоджий и балконов появились в период ранней готики. В эпоху Возрождения преобладал тип «нависающего» А. Наиболее богатые — как по форме, так и по декору — А. создавались в период барокко и рококо. Как правило, они были пристенного типа и необычных форм — напр., в виде чашечки цветка, пасти рыбы, лодки, символизирующей ладью св. Петра, и т.п.
В наст. время в Католической Церкви А. располагается в пресвитерии храма и, как и прежде, предназначен для совершения Литургии слова.
Лит-ра: Leclercq H. // DACL 1, 1330–47; Schneider A.M. // Reallexicon fЯr Antike und Christentum. MЯnster, 1950, Bd. 1, S. 363–365; Jakobs P.H. Die frЯhchristlichen Ambone Griechenlands. Bonn, 1987; Kazhdan A. A Note on the Middle-Byzantine Ambo // Byzantion 57 (1987), 422–426; Renhart E. Das syrische Bema: Liturgisch-archКologische Untersuhungen. Graz, 1995; Dennert M. Mittelbyzantinische Ambone in Kleinasien // Istanbuler Mitteilungen 45 (1995), 137–149.
Л. Хрушкова
возвышение перед алтарем в раннехристианских и византийских храмах.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
1. Выступ солеи перед средней частью иноностаса.
2. Возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
(греч. ambon - выпуклость, возвышение) - возвышение в православной церкви против Царских врат, кафедра для чтения проповеди, с пультом; на южной стороне - для чтения эпистол, на северной - для чтения Евангелия.
См. Кафедра.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(греч. «восхождение»)
центральная часть солеи, расположенная у Царских врат и полукругом выступающая к середине храма. Служит епископам, священникам для проповеди, а диаконам – для возглашения ектений и чтения Евангелия. Тем самым он знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный Ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех верующих во Христа причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную. На амвон разрешается вступать лишь священнослужителям.
, а, м.
Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.
* ► И ступеньки амвона и старые почерневшие книги... - и все было залито светом. // Лев Толстой. Анна Каренина // *
амв’он (2Пар.6:13) — площадка, сооруженная Соломоном из меди посреди двора храма для молитвы при освящении храма. В дальнейшем не упоминается.
(греч. - восходить) - центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.
площадка или помост в центре раннехристианского храма, где во время службы помещались диаконы, анагносты - чтецы Евангелия, певчие, откуда священник провозглашал проповедь, иногда совершал обряд причащения. Амвон символизировал Голгофу, на которой был распят Иисус Христос, либо камень, который отодвинул ангел от гробницы Спасителя и с которого рассказал женам - мироносицам про его воскрешение. В настоящее время роль амвона в церкви выполняет выступ солеи напротив святых (царских) врат, выдвинутый в центр храма.
(греч. восходить) - часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.
(в переводе в греческого означает «восходить»)
выдающаяся полукругом часть солеи у Царских врат. Служит для чтения ектений, Евангелия, произнесения проповедей и пр. Архиерейский амвон – это четырехугольное возвышение, расположенное в центре храма. На него во время богослужений ставят архиерейскую кафедру.
, -а, м.
Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом.
* Ступеньки амвона. *
♦ (ENG ambo / ambon)
(греч. ambôn - возвышение, край)
возвышенная квадратная площадка в храме, часто окруженная парапетом и ступенями, с к-рой во время средневекового евхаристического богослужения читалось Евангелие.
(от греч. ambon - возвышение), в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие.
АМВОН, а, м. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к-рой произносятся проповеди.
| прил. амвонный, ая, ое.
(от άναβαινειν, восходить, suggestus, pulpitum) — кафедра древней христианской церкви. Сначала проповеди произносились с хор и притом или с главного алтаря, или с епископского места. Когда высшее духовенство стало все больше и больше удаляться от совершения богослужений, публичные чтения были перенесены в пространство, которое занимало середину церкви и, простираясь от хор продолговатым четырехугольником, окруженным перилами, назначалось для низшего духовенства. Над серединой более длинных сторон этой ограды возвышались места для чтецов и ораторов. Таких возвышений было два, одно — с северной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, другое — с южной — для чтения Посланий. На возвышения вели лестницы. Интересный образец такого А. сохранился в церкви св. Климента в Риме. Эти А. стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два А., и они слились в современную кафедру (см. это сл.).