20 мая 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова антифон

все
Православие. Словарь-справочник
Православный энциклопедический словарь
Словарь музыкальных терминов
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Эстетика. Энциклопедический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Православие. Словарь-справочник

антифон

(греч. «пение попеременно»)

 I. Способ песенного исполнения псалмов или гимнов, при котором по окончании гимна или стиха одним хором ему отвечает другой. Происхождение этого способа пения древнегреческое: оно было известно в древней драме и оттуда перешло в церковный обиход. Введение антифонного пения в храмовом богослужении большинство исследователей относят к IV в.

 II. Отдельное песнопение или часть песенного материала:

  1) антифоны Псалтири – часть кафизмы (слава), которую по Уставу следует петь попеременно двум хорам. Все антифоны первой кафизмы Псалтири положено петь на великой вечерне под воскресенье;

  2) антифоны изобразительные – стихи псалмов 102 и 145 («Благослови, душе моя, Господа...» и «Хвали, душе моя, Господа...»), которые поются на литургии оглашенных в воскресные и праздничные дни;

  3) антифоны вседневные состоят из стихов псалмов 9, 92, 94 с припевами и поются на литургии оглашенных во все седмичные дни, если нет никакого праздника;

  4) степенные антифоны – часть торжественной полиелейной утрени, они являются подражаниями степенных псалмов (см. Пс. 119-133) или «песней степеней», которые пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Эти псалмы послужили темой степенных антифонов. Степенных антифонов по числу гласов – 8. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев;

  5) праздничные антифоны литургии составлены из стихов псалмов, соответственно содержанию праздника, которые чередуются или с особыми припевами («Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий»), или с тропарем самого праздника. Праздничные антифоны поются только в следующие праздники Господни: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне, Неделю Ваий, Неделю Пасхи и во дни Светлой седмицы, Вознесение Господне, Пятидесятницу.

Православный энциклопедический словарь

антифон

(греч. - звучащий в ответ) - пение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом и хором.

Словарь музыкальных терминов

антифон

(от гр. anti — против и phone — звук, голос) — поочередное пение солиста и хора или двух частей хора, как бы ведущих диалог.

Словарь церковных терминов

антифон

(греч. звучащий в ответ) - песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119 - 133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни - стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу - особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.

Православная энциклопедия

антифон

(в переводе с греческого означает «звучащий в ответ»)

   церковное песнопение, предполагающее участие двух хоров, один из которых поет часть песнопения, а другой продолжает, отвечая ему. Антифонное пение появилось в Церкви приблизительно во II веке. В настоящее время антифоны поют на больших богослужениях во время праздников и на воскресных службах – во время всенощного бдения и на литургии.

Эстетика. Энциклопедический словарь

антифон

(греч. - лат. antiphona - звучащий в ответ). Короткий рефрен, звучащий в начале и в конце исполняемого во время литургии псалма, называется антифоном. Он использовался в богослужебном пенйи, начиная с IV в. Практика его введения и утверждения в христианской литургии связана с именами Игнатия Антиохийского, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского. Роль антифона состояла в том, чтобы с помощью музыкально-эстетических средств особо выделять ту или иную вероучительную истину, обратить внимание прихожан на главную добродетель прославляемого святого, в чью честь совершается праздничный обряд. Словесное содержание антифона могло быть почерпнуто не только из Псалтири, но также и из других книг Ветхого и Нового Заветов. Могли использоваться наиболее яркие тексты и из христианской поэзии. Богословско-эстетическая значимость антифона признавалась в равной степени и западными, и восточными церквами. Он был включен в состав мессы, вошел как один из обязательных элементов в структуру григорианского хорала. Гимны

   Религиозная гимнография представляет собой творческую практику создания гимнов, а также область литературно-эстетических исследований, в центре которых находятся гимны как торжественные песнопения, обращенные либо к языческим богам, либо к христианскому Богу. Ритуально-культовые гимны - один из древнейших видов религиозно-художественного творчества, известный в древнеегипетской, древнеиндийской, древнеиудейской, древнегреческой и др. культурах. Каждый гимн содержал обращение к божеству, прославление его и молитвенную просьбу о покровительстве и помощи. Христианская гимнография восходит к псалмам царя Давида, созданным в XI-X вв. до н. э. Ее наиболее крупные представители - это гностик Бардесан (конец II - начало III вв.), Амвросий Медиоланский (ок. 340-397), Пруденций (348 - после 405), Венанций Фортунат (ок. 530 - после 600), Роман Сладкопевец (490-560), Рабан Мавр (780- 856), Филипп Гревский (XIII в.), Фома Че- ланский (?-1256). Сочинял христианские гимны и великий философ-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

   Протестантизм возродил общее литургическое пение молящихся. В эпоху Реформации и в последующие века широкое распространение получил гимн, сочиненный Мартином Лютером (1483-1546) «Наш Бог - твердыня наша». Лютер утверждал, что он хотел бы видеть музыкальное искусство на службе у Того, Кто его создал и даровал людям.

   В России существовало два направления в создании религиозных гимнов - в русле православной традиции (поэтические переложения псалмов Давида Симеоном Полоцким, М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным, Ф. Н. Глинкой, Н. М. Языковым) и в русле христианско-евангельских направлений, развивавшихся самостоятельно, - молокан,духоборов и др.

Вестминстерский словарь теологических терминов

антифон

 ♦ (ENG antiphon)

 (от греч. antiphonos - откликающийся)

   короткое песнопение при исполнении псалмов во время богослужения или пение псалмов, во время к-рого две группы хора поют попеременно, как бы отвечая друг другу.

Словарь Ефремовой

антифон

м.
см. антифоны.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

антифон

— основатель школьного политического красноречия, род. немногим позже 480 г. до Р. Х. в Рамнунте, городе Аттики. В числе его учеников называют историка Фукидида. В эпоху Пелопоннесской войны А. был одним из влиятельнейших членов аристократической партии и после неудавшейся попытки ввести олигархию был обвинен в государственной измене и приговорен к смерти. Из всех его речей, помимо некоторого числа фрагментов, до нас дошло лишь 15, в том числе три так назыв. тетралогии. Под тетралогией разумеют собрания речей, относящихся к одному и тому же вымышленному или действительному процессу, из коих две обвинительные и две защитительные. Остальные три речи были им сочинены для других лиц, имевших тяжбы, — обычай благодаря ему сделался общераспространенным. Подлинность речей его, как каждой в отдельности, так и всех вместе взятых, неоднократно подвергалась сомнению, но едва ли основательно. Они помещены в сборниках "Oratores", изданных Рейске (т. 7), Беккером (т. 1), Вантером и Зауппе (т. 1, Цюр., 1842) и Мюллером и Эггером (т. 1 и 2, Пар., 1847—58), а отдельно изданы Метцнером (Берл., 1888), Блассом (Лейпц., 1874) и Ернштедтом (СПб., 1880). Ср. Бласс, "Die attische Beredsamkeit" (т. 1, Лейпц., 1885). — А., трагик, жил в Сиракузах при дворе Дионисия Старшего; за беспристрастную критику плохих трагедий тирана он был предан смерти.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом антифон

  • На Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне, Неделю Ваий, на всю Светлую седмицу, Вознесение Господне, в сам день Пятидесятницы – поем здесь особый антифон праздничный.
  • В иные седмичные дни полагается антифон повседневный.
  • В дни самых больших церковных праздников поются особые антифоны, составленные из строк псалмов, пророчески указывающих на празднуемое событие.
  • Эти два антифона – сплошной гимн хвалы и благодарения Господу.