(греч. «пение попеременно»)
I. Способ песенного исполнения псалмов или гимнов, при котором по окончании гимна или стиха одним хором ему отвечает другой. Происхождение этого способа пения древнегреческое: оно было известно в древней драме и оттуда перешло в церковный обиход. Введение антифонного пения в храмовом богослужении большинство исследователей относят к IV в.
II. Отдельное песнопение или часть песенного материала:
1) антифоны Псалтири – часть кафизмы (слава), которую по Уставу следует петь попеременно двум хорам. Все антифоны первой кафизмы Псалтири положено петь на великой вечерне под воскресенье;
2) антифоны изобразительные – стихи псалмов 102 и 145 («Благослови, душе моя, Господа...» и «Хвали, душе моя, Господа...»), которые поются на литургии оглашенных в воскресные и праздничные дни;
3) антифоны вседневные состоят из стихов псалмов 9, 92, 94 с припевами и поются на литургии оглашенных во все седмичные дни, если нет никакого праздника;
4) степенные антифоны – часть торжественной полиелейной утрени, они являются подражаниями степенных псалмов (см. Пс. 119-133) или «песней степеней», которые пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Эти псалмы послужили темой степенных антифонов. Степенных антифонов по числу гласов – 8. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев;
5) праздничные антифоны литургии составлены из стихов псалмов, соответственно содержанию праздника, которые чередуются или с особыми припевами («Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий»), или с тропарем самого праздника. Праздничные антифоны поются только в следующие праздники Господни: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне, Неделю Ваий, Неделю Пасхи и во дни Светлой седмицы, Вознесение Господне, Пятидесятницу.