ассонанс, ассонанса, муж. (франц. assonance) (книж.).
1. Созвучие.
2. Неполная рифма, в которой рифмуются только гласные, но не согласные звуки (лит.), напр.: «Заросли - жалости, круглый - губы.» Брюсов.
(франц. assonance — созвучие). Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический прием. Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!.. (Лермонтов).
(от лат. assonare — звучать в лад) — повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, в частности, в неточной рифме.
Рб: структура стихотворного произведения
Род: звукопись
Асс: *неточная рифма
сингармонизм
Пример:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
М. Лермонтов
...И веют древними поверьями
Ее упругие шелка...
А. Блок
Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был глух и нем;
Ромул сказал: "Здесь будет город".
"Город, как солнце", — ответил Рем.
Н. Гумилев
* Ассонансом называют также неточную рифму, в которой созвучны лишь некоторые, главным образом гласные звуки, стоя-щие под ударением: красивая — неугасимая, музыкой — мускульной, жажда — жалко и др. (Б.П. Гончаров). *
Повторение гласных в художественном тексте, имеющее текстообразующее значение. При полном ассонансе повторяются одинаковые звуки, при неполном – однотипные звуки.
(франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме ("огромность - опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.
АССОНАНС, а, м. (спец.). Созвучие гласных звуков.
| прил. ассонансный, ая, ое. Ассонансная рифма (неточная).
(франц., созвучие) - так называется в стихосложении род неполной рифмы, в которой рифмуют одни гласные, но не согласные. Особенно часто прибегают к А. испанские и португальские поэты. Немецкие - лишь при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных произведениях, например Шлегель в своем "Аларкосе". В народной поэзии славян с появления рифмы А. часто встречается, но обыкновенно уже рядом с созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является полная более или менее выработанная рифма, т. е. созвучие гласных и согласных. Примеры А. в русской народной поэзии являются часто, напр. у Бессонова в его сборнике "Калеки перехожие", где, между прочим, можно заметить следующие А.: винограды - кудрявы (№ 2), сиротки - безродны (3), убоги - безродны (3) и т. д. Надо заметить, что здесь вообще А. не имеет строго выработанных правил: иногда он основывается на более или менее точном созвучии гласных, иногда, наоборот, согласные играют большую роль, напр. власти - гости (3), причем только последний гласный звук совпадает; иногда сближение весьма неопределенно, напр.: сказати - золотыя (2), виноградов - кудрявых (2), подавати - обуты (2) и т. д., но чаще всего является рифма и притом в двух видах: I) тождество только последнего слога - а) согласною и гласною, напр. власти - гости (3), б) тождество только последней гласной, напр. небеса - братья (1), и, наконец, II) самый обыкновенный случай, это более или менее выработанная рифма двух последних слогов: питаться - обуваться (1), золотую - медовую (2), молили - просили (3) и т. д.