мифологический персонаж, воплощаемый рождественским поленом, пнем или веткой, сжигаемой в сочельник. У сербов канун Рождества называется бадний день (от слова бадняк). В этот день пекут праздничный пресный хлеб, с золотой или серебряной монетою внутри, называемый боговица (у сербов - чесница). Иногда Бадняка называют старым богом, в противоположность Божичу, соотносимому с молодостью, новым годом. Бадняк связан с образом змея у корней дерева. Сожжение его в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п. Ритуал выбивания искр из горящего Бадняка сопровождается пожеланием умножения скота по числу искр: Сколько искр, столько бы коров, коней, коз. овец, свиней, ульев, счастья и удачи! Возжжение Бадняка известно и в Черногории и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.
— так называлось в древней славянской мифологии полено, изображавшее солнце. В праздник Коляды (см. это сл.) гасили старый огонь и зажигали Б., головней которого окуривали улья, а золой посыпали поля, что по тогдашним верованиям способствовало размножению пчел и оплодотворению почвы. У южных славян так называется дубовый пень, срубленный до восхода солнца накануне Р. X. и сжигаемый во время сочельника; вот почему и этот день называется "бадни дан". При этом соблюдаются некоторые обряды, именно, прежде всего назначенный для рубки дуб посыпается хлебным зерном, и хозяин дома говорит: "Добро ютро и честит ти бадни дан".. Срубивши дерево так, чтобы оно падая не задело других деревьев, вечером привозят пень домой и хозяин, входя с бадняком в избу, говорит: "Добри вечера читястни бадни дан", после чего один из мужчин бросает снова зерно на пень и отвечает: "Даю ти Бог добро, сретно и честито", и тогда пень сжигается. В некоторых местностях пень перед сожжением украшают лентами и цветами, головни из него обносят около ульев; в других же бадняком называется сноп соломы, который в этот день кладут под стол. Ср. Афанасьев, "Воззрения славян на природу" (III, 733); Мангардт, "Baumkultus".