11 мая 2024
450 тысяч слов
+44 за сегодня

Значения слова барокко

все
Энциклопедия моды и одежды
Культурология. Словарь-справочник
Архитектурный словарь
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Гаспаров. Записи и выписки
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Москва. Энциклопедический справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Энциклопедия моды и одежды

барокко

   (итал. barocco - букв. вычурный) - художественный стиль конца XVI в. - середины XVIII в., родиной его является Италия. Для одежды этого стиля характерны декоративность, пышность, например, эффектные линии платьев, темные плащи, большие белые воротники, которые сочетались с замысловатыми прическами и париками.

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Культурология. Словарь-справочник

барокко

(итал. barocco - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI - сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи.

Архитектурный словарь

барокко

(от итал. barocco - буквально причудливый, странный)

   зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-середины XVIII веков. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

|

   * * *

   стиль, сложившийся в конце XVI в. в эпоху позднего Ренессанса и преобладавший в европейском искусстве до середины (в некоторых странах почти до конца) XVIII в. Классические формы и мотивы в нем сочетались с пышным богатым декором, сложной композицией, а также искусным использованием пространства и перспективы.

   (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

|

   * * *

(ит. barocco - странный, неправильный, причудливый) архитектурный стиль стран Европы XVI XVIII вв. Барокко был связан с дворянской культурой эпохи расцвета абсолютизма. Основная идея барокко красота, торжественность высокопарность. Отсюда его преувеличенный пафос театральность что в архитектуре выражается усложненностью форм пышной декоративностью. Фасады характерны сильно выступающими карнизами разор ванными фронтонами полуколоннами и нишами что создает беспокойные светотеневые эффекты. Нередко плоскости фасадов имеют криволинейные формы. В отделке интерьеров преобладает многокрасочность цветной мрамор и СТУККО золоченая бронза росписи все это придает помещениям праздничный характер. Усиливают его живописные плафоны с иллюзивными построениями.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

барокко

(итал. barocco, букв. — странный, причудливый) — одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI—середины XVIII в. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

Рб: стиль

Род: стиль (в искусстве)

Асс: художественное направление

Перс: Г. Гриммельсгаузен (Германия), П. Кальдерон (Испания), М. Ломоносов, Симеон Полоцкий (Россия), А. д’Обинье (Франция), Т. Тассо (Италия)

* "Стиль барокко главным образом проявился в архитектуре и изобразительном искусстве... В XX в. термин "барокко" многие ученые стали относить также к литературе, имея в виду, что литература может с особой силой передать трагическое ощущение жизни, причудливую игру контрастов... Яркое представление о барочном стиле в поэзии дают некоторые оды М. Ломоносова, отличающиеся повышенной аллегоричностью, обилием ярких и неожиданных сравнений..." (А.С. Сулейманов). *

Гаспаров. Записи и выписки

барокко

   ♦ Мне было трудно воспринимать беллетристику (а особенно драму и кино), потому что у меня не было сюжетных ожиданий, подтверждаемых или опровергаемых: я знал, что равно вероятно, ударит ли Шатов Ставрогина или Ставрогин Шатова: как захочется автору, вот и все. Это как бы барочное восприятие: всё в каждом моменте, а связь моментов не важна.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

барокко

 Барокко

 ♦ Baroque

   Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным богатством. Всякое искусство чрезмерно (смысл – всегда излишество), и тот факт, что оно существует, сам по себе изумляет, следовательно, искусство вообще – это барокко нашего мира. Также барокко являет собой свод правил для любого вида искусства, и единственным исключением из этого правила служит классицизм.

   В истории искусства под термином «барокко» понимают и определенный период (приблизительно с конца XVI до начала XVIII века), и стиль, для которого характерны сложность, отвага, изобилие, который отдает предпочтение изогнутым линиям, движению, неуравновешенности или патетичности форм и питает слабость к зрелищности, необычности, даже оптическому обману и искусственности. Довольно часто барокко противопоставляют классицизму, как гипербола противостоит литоте. Пожалуй, точнее будет сказать, что барокко – иное выражение классицизма, иногда следующее за ним (как в Италии), иногда – предшествующее ему (как во Франции). Ясно одно: без барокко классицизм никогда не обрел бы той строгости и той уравновешенности, которые – по контрасту и ретроспективно – служат его определяющими признаками. Классицизм, как замечательно сказал Франсис Понж (***), это «туже всего натянутая струна барокко». Методом от обратного нетрудно дать и определение барокко как классицизма, ослабившего свое напряжение, копящего силы, относящегося к самому себе с долей несерьезности, отказывающегося от совершенства ради удовольствия удивить или произвести впечатление, наконец, позволяющего себе свободный поиск себя. Классицизм, повторяю, может рассматриваться как правило только в силу того, что он прежде всего является исключением из правила и способен поразить наше воображение, только добившись явного успеха. Его пределом является барокко, которому необходимы странность, излишество и виртуозность, дабы не впасть в банальность.

   ***

   Франсис Понж (1899–1988) – французский поэт, поддерживавший тесную дружбу с Пикассо и другими известными художниками и скульпторами, автор книги «Современная мастерская», посвященной размышлениям о взаимоотношениях художника со своим материалом – красками, камнем или словом.

Москва. Энциклопедический справочник

барокко

стиль в архитектуре конца XVI — середины XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью. Для архитектуры барокко характерны живописная пластика фасадов, богатая игра светотени, сложные криволинейные планы, пышная декоративная лепнина и насыщенная окраска зданий. Так называемое московское барокко конца XVII — начала XVIII вв. (церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троице-Лыкове и др.) было ещё тесно связано с традициями древнерусской архитектуры. Ближе к европейскому барокко памятники московского зодчества первой половины и середины XVIII в., в которых многочисленные заимствования из западноевропейской и восточноевропейской (особенно украинской) барочной архитектуры сочетаются с композиционными приёмами, развивающими принципы русского зодчества XVII в. (например, постройки И.П. Зарудного — «Меншикова башня», церковь Иоанна Воина). В формах зрелого европейского барокко построены дом Апраксиных—Трубецких, церковь Климента папы Римского, «Грот» в Кускове (1755—75, архитектор Ф.С. Аргунов), некоторые церкви по проектам К.И. Бланка и др.

Литература: Виппер Б.Р., Архитектура русского барокко, М., 1978.

Энциклопедический словарь

барокко

(итал. barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).

Словарь Ожегова

барокко

БАРОККО.

1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв.

2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б.

| прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.).

Словарь Ефремовой

барокко
  1. ср. нескл. Стиль в европейском искусстве конца XVI в .- XVIII в., отличавшийся декоративной пышностью, живописностью и причудливостью форм.
  2. прил. неизм. Отличающийся обилием декоративных деталей, вычурностью и причудливостью форм (о стиле в искусстве).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

барокко
  • — архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненным: одни производят его от португальского "barroco", названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова "roc", скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической архитектуры. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к скульптуре, орнаментике и живописи одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.

  • — стиль, см. ст. Архитектура и ст. Стиль Возрождения.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом барокко

  • Это происходит не только потому, что барокко открыто любым влияниям и вбирает в себя элементы национального в любой среде, но и потому, что школьные драматурги стремятся привлечь простых зрителей и предоставить доступный им материал, на котором их театр и воспитывал.
  • Однако в главном своем произведении – «Опыте критической поэтики для немцев, в котором в первую очередь рассматриваются общие правила поэзии, после чего – все особенные виды стихотворений, поясняемые примерами, но везде показывается, что внутренняя сущность поэзии состоит в подражании природе» (1730) – Готшед настолько акцентирует дидактическую функцию поэзии, настолько (в борьбе с барокко) осуждает гиперболизм страстей, эмоциональность и всяческую метафоричность языка, настолько требует логичности и правдоподобия, предельной типизации, что уничтожает самый дух поэзии.
  • Расширение представлений о культуре, освоение новых фактов и приобщение к ранее чуждым традициям, преодоление европоцентризма в культуре и гуманитарном знании, неизбежно происшедшее в результате сближения далеких культур, отказ от концепции единой «абсолютной музыки», отождествляемой с идеалом высокого искусства, – все эти события привели к тому, что для современного научного знания становится невозможным какое бы то ни было чувство исторического превосходства, третирование любых отступлений от классикоцентристских моделей (будь то «варварское», по определениям классической эстетики, барокко, или «темные» Средние века, или «примитивное» внеевропейское искусство), наклеивание на них ярлыков «незрелое», «низкое», «чужеродное».
  • Появившись вовремя, и в нужном месте, царь Петр действительно «был порождением русского барокко XVII века, в котором особенно сильны были ренессансные явления – с их склонностью к просветительству и реформаторству, к восприятию научного отношения к миру, с чувствительностью к западноевропейским влияниям, со склонностью к известному барочному “демократизму”, к синтезу наук, ремесел и искусств, к типичной для русского барокко энциклопедичностью образования».