1) имя и название следующих лиц и местностей: 1 Пар 5:5-6 — Рувимлянин, сын которого, Беера, был отведен в плен в Ассирию при Феглафелласаре. 1 Пар 8:30, 9:36 — сын Иеила, праотца Гаваонитян. 1 Пар 4:33 — город колена Симеонова, тождественный с Ваала-Беерою (Нав 19:8). Нав 15:11 — гора, находившаяся между Екроном и Иавнеилом. Чрез нее проходила северная граница колена Иудина.
2) или Вал
(господин; 3 Цар 18:9. Ис 46:1, Иер 9:14) — название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце. Финикияне называли солнце Вал-Самен, что значит Господь небес. Так как Ваалу покланялись под различными видами, и при том в разных странах, то для точности к названию Ваал прибавлялось название и самого места, как, например, Ваал-Гад, Ваал-Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название Ваалам (3 Цар 18:18). Множество мест, посвященных сему языческому божеству, и масса лиц, поклонявшихся и служивших ему, указывают на то, как далеко и сильно было распространено поклонение Ваалу. Ваал, Вал или Бел, был боготворим Вавилонянами, Сирийцами, Карфагенянами и другими народами. Думали даже, что он одно и то же языческое божество, что и Молох, которому Аммонитяне приносили свои зверские и кровавые человеческие жертвы. В книге прор. Иеремии (19:5) прямо говорится, что Ваалу приносились человеческие жертвы. Для поклонения ему выбирались возвышенные места (высоты), и на служении ему состояло множество жрецов и пророков. Иногда для сей цели назначались и кровли домов (4 Цар 23:12, Иер 32:29). Ваалам и Астарта служили общим названием всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. В позднейшие времена, как говорят историки, обоготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и, как предполагают, было общим на Британских островах. Доселе еще сохранилось много суеверных обрядов в Ирландии и Валлисе, очень напоминающих древнее поклонение Ваалу. Поклонение Ваалу было главным и при том обычным грехом древних Евреев. Особенно при Ахаве для служения сему языческому божеству содержалась весьма многочисленная корпорация языческих жрецов. В 3 Цар 18 содержится эффектное и картинное повествование о том, как прор, Илия посрамил языческих служителей Ваала. Какая величественная и горькая ирония слышится в словах пр. Божия Илии, обращенных к ним после тщетных попыток их свести огонь с неба на приготовленную жертву: «кричите громче, — с насмешкою говорил им Илия, — ибо он (т. е. Ваал) бог; может быть он задумался, или занят чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется». Идолослужение у древних Израильтян Ваалу сопровождалось большою торжественностью и пышностью. Ему воздвигались капища (3 Цар 16:32), в которых ставились идолы (4 Цар 10:26). Участвовавшие в идолослужении надевали на себя особые для сего одежды (4 Цар 10:22). В честь Ваала курили ароматы (Иер 7:9) и возносили каждения. При служении этому идолу, жрецы, для привлечения его внимания и милости, скакали кругом жертвенника и испускали громкие крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью (3 Цар 18:25-28).
Ва’ал (хозяин, господин, властитель) —
а) наиболее широко известное языческое божество, которому в древности поклонялись многие народы востока. Для правильного понимания значения этого божества полезно заметить, что в древнееврейских текстах книг Ветхого Завета этим именем часто передавались и такие понятия, которые переведены на русский язык как: хозяин (Исх.21:28,34; Суд.19:22), властитель (Ис.16:8), женатый (Исх.21:3), муж (2Цар.11:26), житель (Суд.9:2), Ваали (Ос.2:16). Этим именем обозначались местные боги (властители) отдельных народов и даже городов: Ваалвериф (господин союза, покровитель) особенно почитался в Финикии; Ваал-Фегор (покровитель воспроизведения) особенно был в почете у моавитян (подобное поклонение, между прочим, было известно и у народов Индии и Китая); Веельзевул (бог мух) был божеством в Аккароне, особенно страдавшем от мух и т.д. И хотя, как видим, именем Ваал разные народы пытались олицетворить различные высшие силы, это не было поклонением Единому Богу, Творцу и Вседержителю, ибо каждый раз этот бог посвящался какой-то отдельной природной силе — солнцу, огню, животворной силе природы (размножению) и т.д. и такому богу всегда посвящался определенный истукан (изделие из какого-либо видимого материала) чаще всего в виде человека с бычьей головой. И даже народ Божий, когда долго не было Моисея, ушедшего на гору Синай, сделал себе подобного истукана (в виде тельца, как в Египте) и назвал его тем же именем (переведенным в этом случае как «господь», Исх.32:5 ; ·срн. Мериббаал). В Вавилоне этот же бог назывался Вил. Во многих местах ему приносились даже человеческие жертвы (Иер.19:5). Когда народ Божий столкнулся с наиболее обольстительным поклонением Ваалу под именем Фегор (см.), то многие подпали под этот соблазн. Последовавшее суровое наказание от Господа (·Чис.25) на время этот грех отстранило от израильтян, но позже поклонение Ваалу пришло из Финикии (при Ахаве — 3Цар.16:31 -32), укрепилось в Израиле, а при Ахазе и Манассии — царях иудейских — перекинулось и на Иудею. Жертвенники Ваалу устраивались на высоких местах, на кровлях домов и даже на дворах храма и на крыше царского дворца (4Цар.23:12). Поскольку чаще всего Ваал почитался как бог солнца, его супругой считалась Астарта, богиня луны или неба; (см. Адонаи)
б) (Нав.15:9,10) — см. Кириафиарим;
в) (Нав.15:11) — гора на северной границе удела Иудина в районе города Екрон;
г) (1Пар.4:33) — ·аналог. Ацем и Атах (в Нав.19:8 назван Ваалаф-Беер или Рама, а в 1Цар.30:27 — Рамоф) (в ·Нав.15 не упомянут);
д) (1Пар.5:5) — один из предков Бееры (см. Беера,а);
е) (1Пар.8:30 ; 1Пар.9:36) — ·аналог. Авдон,г.
Ваа́л - см. Ба́лу.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
раннесредневековая грецизированная форма от Баал; он же - один из главных богов мужского пола у хананеян и финикийцев, олицетворение грозной мощи (Тора, Бемидбар 25:3, у христиан - Ветхий Завет, Числа 25:3); согласно некоторым источникам, существенной частью жертвоприношений являлись дети:
* "Мы понимаем и то, что технология не должна стать нашим Ваалом, что нет никаких причин, которые заставили бы нас подталкивать ее к дальнейшей эскалации, если результаты этой эскалации превышают ожидаемые блага; но у нас нет реальной альтернативы, потому что мы изгнали крупные институты культуры, изобличенные и осмеянные за их контрэмпиричность и нерациональность, теперь их, дискредитированные, уже невозможно вновь воплотить в цивилизационный быт, даже если кому-то незнамо как этого хочется". - Фантастика и футурология *
♦ (ENG baal)
семитский термин, означающий "хозяин", "муж", "господин". Ханаанский бог, олицетворяющий мужскую производительную силу и плодородие. Предостережения против служения Ваалу встречаются в Библии (Суд. 8:33; ЗЦар. 18:21; 4 Цар. 17:16; Иер. 7:9).
см. Баал.