власть, власти, мн. власти, властей, жен.
1. только ед. Право и возможность подчинять кого-что-нибудь своей воле, распоряжаться действиями кого-нибудь. Государственная власть. Родительская власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Брать, взять, потерять власть. Подчиняться власти кого-нибудь. Быть под властью кого-нибудь, во власти кого-нибудь. Властью председателя, лишаю вас слова. Иметь власть над кем-нибудь. Власть имущие (см. имущий).
2. Права и полномочия правительства, правительственного лица (полит.). Вся власть Советам! (лозунг Октябрьской революции). «В власти?» А.Блок. Прийти к власти (получить правительственную власть).
3. только ед. Образ правления, государственный строй (полит.). Советская власть.
4. перен., только ед. Могущественное влияние, принудительная сила. Власть тьмы. Власть золота. Во власти страстей.
5. чаще мн. Лица, облеченные властью, начальство. Власть на местах. Местная власть. Сельские власти появились на сходе. По предписанию военных властей. Бездействие власти. «Да он властей не признает!» Грибоедов.
• Превышение власти (юр.) - превышение данных полномочий. Власть предержащая - см. предержащий. Во власти чьей, с инф. - кто-нибудь вполне может сделать что-нибудь. В его власти отказаться. Ваша власть (разг.) - как вам угодно, дело ваше. «- Счастливые часов не наблюдают. - Не наблюдайте, ваша власть.» Грибоедов.
в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.).
☼ возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, даже если при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться. В пер. пол. 20 в. В. воспринимается в рамках системы "господство — подчинение", но эта система может быть основана как на силе, так и на авторитете или харизме (по М. Веберу).
Во вт. пол. 20 в. появляются две новые концепции В., к-рые постепенно отходят от восприятия ее через систему "господство — подчинение".
Первая концепция — это одна из наиболее востребованных в совр. политологии реляционистская концепция В. Классическим для нее стало определение Р. Даля, согласно к-рому В. — это такие отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответств. единицы) зависит при нек-рых обстоятельствах от поведения других (контролирующие единицы). В рамках реляционистской концепции В. необходимо выделить теорию раздела зон влияния. Одно из гл. достижений этой теории — рассмотрение в качестве действующих лиц властных отношений не господствующего субъекта и подчиненного объекта, а ассиметрично взаимоотносящихся субъектов. В. разделяется на интегральную и интеркурсивную (Д. Ронг). Интегральная В. характеризуется отношениями одностороннего господства и подчинения, в то время как интеркурсивной В. присущ баланс отношений и разделение сфер влияния между субъектами.
Вторая, не менее влиятельная в совр. гуманитарном знании, концепция В., нашла свое выражение во франц. постструктуализме, а затем была интегрирована в большинство постмодернистских теорий. Данную концепцию можно назвать метафорической, поскольку первоначально наиболее значимые для данной концепции направления — В. языка, В. смыслов, В. идеологий — существовали только в качестве метафор, а кроме того, в наст. время для постомодернизма большое значение приобрело направление В. метафоры, активно разрабатываемое Ф. Анкерсмитом и В. Вжозеком применительно к историографии. В Постструктурализме и Постмодернизме В. воспринимается как принцип, а не как субстанция. Постмодернистским концепциям В. присуще осознание всеобщности, тотальности такой В. А что, если она множественна, если Властей много, как бесов? Имя мне — Легион, — могла бы сказать о себе Власть (Р. Барт). Но при этом негативизм по отношению к В., восприятие ее как идеального врага не позволяет постмодернистам полностью уйти от субстанционализации В., от попыток обнаружить реальное существование В., от восприятия ее как ens realissimum (реальнейшее сущее) нашего бытия. Осн. усилия постмодернистов сводятся к попыткам засечь В. там, где она существует без всякого прикрытия или маски; их интересует В. как событие и В. как действие (В. Подорога).
Для преодоления интеллектуальной апории, возникающей при любой попытке определения В., необходимо отказаться от рассмотрения ее в качестве реально существующего субъекта (субстанции, феномена и т.п.). Подобные подходы были детерминированы необходимостью оценивания В. (прежде всего в пределах пространства политического). Отказываясь от аксиологич. подхода к В., мы получаем возможность не рассматривать ее в качестве реально существующей субстанции.
В совр. интеллектуальной ситуации возможно рассмотрение власти в "системе диалогизма", основания к-рой были созданы М. Бахтиным. В данном контексте В. представляет собой опр. качество диалога между субъектами. В подобном диалоге его участники могут вступать в регулятивные отношения, стараться повлиять не только на поведение, но и на все существование другого субъекта в целом. При этом субъектом может быть практически все (люди, социальные институты, язык, смысл, тело, текст и пр.) В. рассматривается т.о. в кач-ве манифестации отношений, своеобычных для данной системы субъектов. Такой тип взаимоотношений внутри системы определяется взаимовлиянием субъектов, причем, это взаимовлияние носит ассиметричный характер. Со стороны одного из субъектов могут исходить потестарно-регулятивные усилия, а со стороны других субъектов — детерминационно-регулятивные усилия. Однако качество данных усилий может меняться при изменении взгляда исследователя на данную систему. Так, напр., в классич. для совр. гуманитарных наук системе "читатель — смысл — текст" при разл. рассмотрении могут потребовать потестарно-регулятивных усилий и читатель, и смысл, и текст, и даже не включенный первоначально в систему акт чтения. Проявление потестарно-регулятивных усилий одним из субъектов означает не большую степень его влияния на иных субъектов, а только качественно иное влияние на них.
В случае если мы понимаем В. как качество полифонич. диалога, к-рый "предполагает внутр. самоотнесенность каждого к вертикальной ценности иерархии", то при сохранении консенсуальной практики, осуществляется максимально полная реализация В., основанная на погружении "каждого в общение, осуществляемое в его самоценности" (Г.С. Батищев).
Рассмотрение В. не как субъекта, а как опр. качества диалога, позволяет выйти на принципиально новый уровень изучения многих проблем гуманитарного знания.
Лит.: Власть: Очерки совр. полит, философии Запада. М., 1989; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991; М.М. Бахтин как философ. М., 1992; Подорога В.А. Феномен власти // Филос. науки. 1993. № 3; Фадеев В. И. Проблемы власти: политол. аспекты // Полит. наука в России. В. 1. М., 1993; Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; "Технология власти" (философски-полит. анализ). М., 1995; Ильин И.П. Постструктуализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Мир Власти: традиция, символ, миф. (М-лы Рос. науч. конф. молодых исследователей 17-19 апр. 1997) М., 1997; Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 1-2. Koln-B., 1964; Idem. Staatsoziologie. В., 1966; Wrong D.H. Some problems in defining Social Power// American Journal of Sociology. N.Y., 1968. V. 73. № 6; Dahl R. Polyarchy. L, 1971.
А. Г. Трифонов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Ваша власть - как вам угодно, ваше дело В моей (твоей, его и т. п.) власти - зависит от меня, касается меня
Власть тьмы - о засилии невежества, отсталости, а также о власти реакции
Во власти (быть находиться и т. п.) - полностью зависеть от кого-либо, быть в подчинении у кого-либо
Отдаться во власть, отдаться (или предаться) власти кого-чего - подчиниться кому-либо, чему-либо, оказаться под воздействием кого-либо, чего-либо
Терять власть над собой - терять самообладание
особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. В. необходима для сдерживания эгоистической природы человека и проявляется в отношениях "государь - подданные". Проблема В. была систематически проанализирована немецким социологом М. Вебером, который выделил, в частности, личностный и формально-рациональный типы В. При анализе В. принято рассматривать в качестве одного из её видов семейную В. и учитывать различные её формы (руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Природа В., по мнению французского философа М.П. Фуко, обращена к сфере бессознательного. В. - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств - закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения; политическое господство над людьми, их общностями, организациями, над странами и их группировками; система государственных органов; лица, органы, облечённые соответствующими государственными, административными полномочиями, или обладающие разного рода влиянием, полномочиями по обычаю, или присвоившие их себе. Испытание В. - поистине нелёгкий экзамен для всех и каждого, ибо слишком велик соблазн увлечься личными и корыстными интересами, обратить на пользу только себе колоссальные возможности и влияние, приносимое включённостью во В. с её привилегиями. Ответ на вопрос, что есть В., - условие понимания роли В. и её потенций, условие успеха в исследовательской и педагогической деятельности. В. - явление многоплановое. Существует много видов В.: отца, семьи, учителя, армии, церкви, общества и т.д. Влияние В. на судьбы людей наглядно, зримо, ощутимо, материально. Наряду с государственной В. существует конституционная, общественная, экономическая, политическая, духовная, военная, В. центра и местная, личная, родительская, церковная и др. Многочисленны её субъекты и объекты, носители, держатели и обладатели; разнообразны её масштабы, объёмы и вариации; многогранны аспекты (В. семьи, В. в семье, В. над семьёй и т.п.). В. над кем-то необходима индивиду для удовлетворения его воли к В. как проявления самосохранения и самоутверждения. Далеко не редко стремление возвыситься над себе подобными и повелевать ими. Здесь В. предстаёт как не до конца распознанная страсть, одно из всепоглощающих, желанных и вместе с тем тягостных человеческих влечений. Но одновременно В. как действительность есть сфера активной деятельности, приложения сил, талантов, дарований, умений, мастерства; трудная профессия; область карьеры. Существует искусство В., т.е. высокая степень мастерства властителей и властных органов в государстве, а также лиц, выделившихся по своей роли, воле и влиянию в самых разнообразных человеческих группах, группировках (структурах, сословиях, сообществах, партиях, организациях, религиозных объединениях, разного рода коллективах, семьях и даже случайных компаниях).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 35)
См. также Властолюбие
безвластие
бессилие
повиновение
подчинение
Превышение власти (право) - превышение данных полномочий.
► Ваши действия - явное превышение власти.
Власть предержащая - высшая правительственная власть.
Во власти чьей, с инф. - кто-н. вполне может сделать что-н.
► В его власти отказаться.
Ваша власть (разг.) - как вам угодно, дело ваше.
► -Счастливые часов не наблюдают. - Не наблюдайте, ваша власть. Грибоедов.
♦ Первым стихотворением Брюсова, которое я прочитал, было: "Власть, времени сильней, затаена В рядах страниц, на полках библиотек…" Когда в "Мастерах перевода" выходил сборник Брюсова и нужно было название из автора, я предложил: "Власть, времени сильней". С. Щуплецов сказал: "Нет, про власть не надо". Под стеклом на столе у него лежали фотография Солженицына и надпись: "Моя дочь, уезжая, сказала: не могу жить в стране, где жестоко относятся к животным и к людям". Сборник озаглавили "Торжественный привет" — хотя это было из перевода французского стихотворения Тютчева, которое кончалось: "Торжественный привет идущих умирать".
— духовная сила (Лук.4:36). В мирском понимании — это подчинение и подавление, основанное на страхе. Первое — это Божественный дар (Иоан.1:12 ; Иоан.10:18), второе — это человеческое стремление воспользоваться этим даром в личных или партийных (что в конечном итоге одно и то же) целях. В первом смысле власть принадлежит Богу (Мат.28:18 ; Рим.13:1), во втором — диаволу (Лук.4:6). В первом смысле она осуществляется Божией милостью, любовью, долготерпением; во втором — обманом и насилием.
Понятие власти в умах людей, оставивших страх Божий, соединено лишь с подчинением человека человеку. Человек в процессе культурного и технического «прогресса» начал считать одного себя хозяином всего. Он стремится к господству не только над «природой», но прежде всего над равными себе. Человек, даже будучи всем обеспечен, не удовлетворяется этим и старается подчинить себе других. Человек во всю свою историю боролся только за власть. Но по слову Божию власть человеку дана только над животными и над землею (Быт.1:26,28), а также над женой (Быт.3:16).
Земная власть некогда осуществлялась царями и царская власть символизировала собой высшую, Божию власть. Стремление же в последнее время распределить власть между всеми и стремление каждого ей пользоваться есть проявление все возрастающего культа самовозвеличения (почти обожествления) человека — самого вызывающего идолопоклонства. И чем величественнее и свободнее кажется себе человек, тем он больше оказывается под властью той силы, которая царит в этом мире — сатаны. Но несмотря на трудность выделения в современном мире «кесаря», Христово правило остается неизменным: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Мат.22:21).
Поскольку власть — духовная сила, ранние богословы (напр., Дионисий Ареопагит) причисляли престолы (господства), силы и власти (начальства) наравне с серафимами, херувимами, Ангелами и Архангелами к чинам (или степеням) Ангельским. В этом смысле к понятию власти прымыкает и понятие имени (Еф.1:21). (см. идолопоклонство, сила, Рим.8:38, а также таблицу)
| | Мат.20:25 | 1Пет.3:22 | 2Пет.2:10 | Иуд.1:8 | 1Кор.15:24 | Еф.1:21 | Еф.6:12 | Кол.1:6 | Кол.2:10 | Кол.2:15
| Ангелы | | + | | | | | | | |
| престолы | | | | | | | | + | |
| господства | + | | | | | + | | + | |
| власти | + | + | | + | + | + | + | + | + | +
| начальства | | | + | + | + | + | + | + | + | +
| силы | | + | | | + | + | | | |
это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власть всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при сознательном она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом. Власть как волевое отношение, способность заставить человека поступать определенным образом, форма организации индивидуальной и общественной жизни присуща личности как субъекту свободной, целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств жизни и себя самой. Она естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения вовне. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включение в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное «наложение» воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство, общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность власти вовлекается в орбиту различных форм общественной власти. Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство и информация, знания, занимаемая должность и пр. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.
Шпак В.Ю.
Власть
♦ Pouvoir
Превосходное определение власти дает Гоббс: «Могуще ство человека есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага» («Левиафан», глава 10). Следовательно, власть существует в реальности (в настоящем), но вся целиком повернута к будущему. Иметь власть значит иметь возможность что-то сделать. Следует различать власть как потенциальное могущество (в моей власти ходить, разговаривать, делать покупки и любить кого-то) и власть как одну из форм этого могущества (власть отдавать приказы и требовать повиновения). Именно последнее мы и называем властью в строгом смысле слова, ибо он подразумевает возможность воздействовать на других людей. Власть – не просто возможность действия; это возможность приказывать, принуждать, контролировать и наказывать. Как только возможность действия переходит в возможность воздействия на волю другого человека, что признается обеими сторонами, власть и становится властью в собственном смысле, а возможное действие переходит в реальное. Власть карать и миловать, разрешать и запрещать превращает простую возможность в реальное воздействие. В этом и кроется секрет власти: она воздействует даже в бездействии и управляет, не отдавая приказов. Иметь власть распоряжаться уже означает распоряжаться.
Древние римляне различали власть как потенцию (potentia) и власть в строгом смысле слова (potestas). Следует только помнить, что первична здесь именно потенция; а власть и есть потенциальное воздействие человека или группы людей на других людей или их группы. Мы ощущаем человеческую власть как возможность воздействия на нас других людей или, что случается гораздо реже, как возможность самим воздействовать на других. Свои потенциальные возможности мы получаем от природы, следовательно, власть есть чисто человеческое свойство. Вот почему она так раздражает в других и так притягательна для себя лично. Вернемся к Гоббсу: «На первое место я ставлю как общую склонность всего человеческого рода вечное беспрестанное желание все большей и большей власти – желание, прекращающееся лишь со смертью» (там же, глава 11). На первое место? Откровенно говоря, я не стал бы заходить столь далеко. На мой взгляд, есть много гораздо более сильных побуждений, не все из которых достойны уважения.
, -и, ж.
1. Право управлять государством.
* Власть демократов. Быть у власти. *
2. Органы государственного управления.
* Городская власть. *
3. только мн. власти, -ей. Должностные лица, чиновники.
* Да он властей не признаёт! (А. Грибоедов). *
4. Право распоряжаться, повелевать.
* Родительская власть. *
5. Могущество, сила.
* Власть денег. *
♦ Терять власть над собой. Терять самообладание.
♦ В моей власти. Зависит от меня.
Возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение отдельных людей и коллективов с помощью каких-либо средств — авторитета, воли, права, насилия и прочие; (например, государственная власть, родительская власть, власть закона).
Социально-политическое годсподство, система государственных органов.
см. также Административно-командная система, Безвластие, Геронтократия, Кратология, Меритократия, Технократия
♦ возможность распоряжаться кем-то или чем-то
А. Прокомментированные темы
1. ВЛАСТЬ как тема Евангелий:
♦ от Матфея:
Мф 7:29
♦ от Иоанна:
Ин 10:18
2. ВОДИТЕЛЬСТВО как тема:
♦ Ездры:
Езд 7:10
♦ Неемии:
Неем 13:25
♦ первого послания к Тимофею:
1Тим 4:6,16
Б. Власть человека
1. Данная как дар от Бога и Христа
♦ людям: властвовать над миром:
Быт 1:28; Пс 8:6-8
♦ царям: властвовать над людьми:
Пс 71:1,2; Рим 13:1-5
♦ пророкам: вещать:
Втор 18:18
♦ ученикам: изгонять бесов:
Мк 6:7,13
♦ апостолам: прощать грехи:
Ин 20:22,23
♦ апостолам: основать церковь:
Мф 16:18,19; Мф 18:18
♦ водителям церкви: построить церковь:
2Кор 10:8; 2Кор 13:10; Еф 4:11–13; Тит 2:15
♦ святым: судить мир:
1Кор 6:2,3
2. Осуществляемая людьми
♦ часто подчинение своей воле:
Мф 20:25; Мк 10:42; Лк 22:25
♦ христианская власть — это служение,
Мф 20:26–28; Мк 10:43–45; Лк 22:26,27
♦ см. слуга
3. Злоупотребление властью
♦ приписывая власть себе, а не Господу:
Втор 8:10-18
♦ пытаясь быть зависимыми только от себя, а не от Бога:
Пс 146:10,11
♦ преследуя бедных:
Пс 9:23-39
♦ восхваляя власть больше, чем мудрость:
Еккл 9:12-18
В. Власть Божия
1. Власть Бога
♦ Его могущество и власть:
2Пар 20:6; Пс 65:3,5–7; Иуд 25
♦ Его власть не может оспариваться:
Рим 9:20,21
♦ даже сатана в Его власти:
Иов 1:6-12; Иов 2:1-7
2. Власть Иисуса
а. Во время земного служения
♦ изгонять злых духов:
Мк 1:34
♦ проповедовать Слово
Мф 7:28,29
♦ прощать грехи:
Мк 2:5-12
♦ давать жизнь вечную:
Ин 17:2
♦ управлять природными силами:
Мк 4:39-41
♦ воскрешать мертвых:
Ин 10:17,18; Ин 11:23–27,38-44
♦ судить:
Ин 5:27–30
б. Ныне на небесах
♦ вся власть дана Ему:
Мф 28:18; Флп 2:9-11
♦ воссел одесную Отца и имеет всю полноту власти:
Еф 1:20–23; Кол 2:9,10
♦ управляет историей:
Откр 5:1-5
♦ владыка царей земных:
Откр 1:5
♦ Он — Царь царей и Господь господствующих:
Откр 17:14; Откр 19:16
1. Syn: владычество, могущество, полномочие, влияние, господство, сила
2. Syn: система, режим, машина, механизм, власти, администрация, центр, аппарат
в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.
ВЛАСТЬ, и, мн. и, ей, ж.
1. Право и возможность распоряжаться кем-чемн., подчинять своей воле. Родительская в. Превышение власти. Под чьейн. властью быть, находиться. В. употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять в. над собой (терять самообладание). Во власти предрассудков (перен.: о том, кто полон предрассудков).
2. Политическое господство, государственное управление и его органы. В. народа или народная в. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти.
3. мн. Лица, облечённые правительственными, административными полномочиями. Местные власти.
• Ваша власть (устар.) как вам угодно, вам решать, дело ваше.
Под властью чего, предлог с род. п. под влиянием, под воздействием чегон. Действовать под властью обстоятельств.
| прил. властный, ая, ое (к 1 знач.). Властные функции главы государства. Властная элита.