Для слова «гезель» в нашей базе есть: значения, синонимы, разборы, предложения.
(нем. Gesell - помощник, подмастерье)
Доменико Трезини прибыл в Россию в 1706 г. Уже на следующий год к нему в помощь были направлены двое юношей из Школы математико-навигационных наук Иван Клеров и Никита Дедин. В 1710 г. пришел Михаил Земцов, вместе с ним Иван Протопопов и Григорий Несмеянов; в 1711 г. - Яков Волков. Так создалась у Трезини первая в России группа архитекторских учеников. В силу обязательства готовить специалистов для России, подобные группы возникали вокруг всех крупных архитекторов, приглашённых для строительства Петербурга. В архитектурной команде Г.И. Матарнови были Денис Шапошников, Алексей Епифанов, Степан Шишкин, Федот Панин и др. После смерти учителя (1719) все ученики были переведены к архитектору Н.Ф. Гербелю. При Канцелярии городовых дел Ж.-Б. Леблон начал (1716) создавать архитектурную школу; после его смерти в 1719 г. организацию её завершил первый русский архитектор Петербурга, выдающийся мастер петровской эпохи М.Г. Земцов. У Гаэтано Киавери архитектурии учились Федот Шанин, Иван Давыдов. Николо Микетти - второй после Д. Трезини - сыграл решающую роль в подготовке первого поколения русских зодчих в XVIII веке. Учебную его команду составляли Данило Елчинов, Григорий Небольсин, Иван Мичурин, Федот Окулов, Федор Исаков, Григорий Охлопков и др. Микетти дал положительный отзыв на представление М.Г. Земцова к официальному званию подмастерья, или гезеля. Будучи необычайно одарённым и трудоспособным, он намного опередил своих сотоварищей и первым удостоился в 1721 г. этого звания. После отъезда Микетти все его ученики перешли к Земцову. У него учились Данила Матвеев, Михаиле Калмык (Михаил Петров), солдатский сын Иван Филиппов, Михаил Семёнов, калмык Григорий Дмитриев, Яков Орлов и др. Обучаясь неленостно и со всеусердным рачением, они ранее других получили звание гезелей. Таким образом, Петербург превратился в единственный в своём роде центр подготовки строительных кадров, овладевавших на практике самыми передовыми методами и идеями эпохи. В 1716 г. Петр I приказал подобрать группу дворянских детей для обучения за границей. Так началось первое русское пенсионерство, возникла форма обучения, которая впоследствии станет традицией. Для учеников архитектуры были избраны Голландия и Италия. В Рим поехали П.М. Еропкин, Т.Н. Усов, Ф. Исаков, П. Колычев. В Амстердам назначались И.К. Коробов, И.А. Мордвинов, И.Г. Устинов, М.А. Башмаков. В 1723 г. приказанием Петра туда отправился И.Ф. Мичурин. По возвращении пенсионерам, несмотря на полученный теоретический курс, Канцелярией от строений впредь до усмотрения их в практике давалось звание гезелей, а не архитекторов (И. Коробов, Ф. Исаков и др.)
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)