22 ноября 2024
450 тысяч слов
+19 за сегодня

Значения слова дань

все
Словарь Ушакова
Политическая наука: Словарь-справочник
Современный экономический словарь. 1999
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
Словарь экономических терминов
Православная энциклопедия
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Топонимический словарь Республики Коми
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

дань

дань, дани, жен. (книж.).

1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам.

2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому-чему-нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести дань уважения кому или чему-нибудь.

Отдать дань природе - см. природа.

Политическая наука: Словарь-справочник

дань

натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в процессе складывания государства дань, взимавшаяся с племен, приобретала значение налога, а в результате пожалования права сбора дани дружинникам, духовенству, знати трансформировалась в феодальную ренту. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью (деньгами, натурой, в том числе мехами). Появление форм собственности на землю обусловило получение феодалами права взимания дани и ее превращению в феодальную ренту. На Руси 11-16 веков слово «дань» означало и налог князю, и ренту землевладельцу. В 13-15 веках привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты дани. С образованием единого Русского государства на рубеже 15-16 веков дань стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Она была отменена в 1679 году после объединения важнейших прямых налогов в один - стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных причтов церковную дань (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 веках специальная дань взималась с русских земель в пользу Золотой Орды (ордынский «выход»).

Современный экономический словарь. 1999

дань

принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения.

Фразеологический словарь русского языка

дань

Отдавать (или платить) дань природе -

1) воздавать должное кому-либо, чему-либо, оценивать по достоинству кого-либо, что-либо

2) следовать чему-либо, считаться с чем-либо, терпеть что-либо

Фразеологический словарь (Волкова)

дань

  Отдать дань природе - поступить сообразно своим свойствам.

Словарь экономических терминов

дань

   принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения.

Православная энциклопедия

дань

, пошлина, подать

   у древних евреев во времена Ветхого Завета было два рода податей: церковная и гражданская. Каждый израильтянин должен был в течение 20 лет давать деньги на храм в качестве выкупа за свою душу. После Вавилонского плена этот закон распространился на всех евреев, живших вне Палестины. Когда к власти над Израилем пришли цари, у евреев появился еще один вид подати: гражданская. Особенно высокими были налоги при царе Соломоне. Затем, когда над Израилем воцарился его сын Ровоам, иудеи попросили его уменьшить подати, в чем молодой царь им грубо отказал. Не получив желаемого от нового царя, иудеи разделили свою страну на два царства: Израиль и Иудею. После того как последняя была завоевана римлянами, евреи стали платить подати кесарю. Кроме того, появились подати с торговли, дорожная пошлина и множество других, что вызывало в народе постоянный ропот. Иисус Христос и Его ученики внушали верующим не противиться исполнению своих гражданских обязанностей: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея, 22, 21). Сам Господь, беседуя с апостолом Петром, говорил, что Он как Божий Сын может не платить подати, но чтобы предупредить недоразумения, сотворил чудо: Он велел Петру идти на море и забросить удочку. Тот сделал так, как ему было сказано, и поймал рыбу, во рту у которой обнаружил четыре драхмы (статир), тогда он смог заплатить за Господа и за себя самого (Евангелие от Матфея, 17, 27).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

дань

   , -и, ж.

   1. В старину: сбор, налог с населения; налог, взимаемый победителем с побеждённого народа.

   * Собирать дань. *

   2. перен. Необходимая или невольная уступка.

   * Дань традиции. Дань времени. Дань моде. *

   ♦ Приносить (отдавать) дань любви (уважению, дружбе и т.п.). Выразить любовь, уважение и т.п. в знак признания каких-н. качеств, поступков.

Топонимический словарь Республики Коми

дань

д. в Корткеросском р-не. Расположена на лев. стороне р. Локчим. В 1859 г.—Даньская (Дань). На карте 1918 г.—Даньская. Названа по личному имени первого поселенца Даниила Забоева, который приехал сюда из д. Кочпон. В настоящее время в деревне преобладает фамилия Забоев.

Тезаурус русской деловой лексики

дань

Syn: подношение

Энциклопедический словарь

дань

натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11-16 вв. слово "дань" означало налог и феодальную ренту. В 13-15 вв. дань ("выход") собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.

Словарь Ожегова

дань

ДАНЬ, и, ж.

1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.

2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чемун. (книжн.). Принести д. уважения комун.

3. перен., чему. Вынужденная уступка чемун. Д. моде. Д. традиции.

Отдать дань кому-чему оценить в полной мере. Нужно отдать дань его находчивости (он очень находчив).

Словарь Ефремовой

дань
  1. ж.
    1. :
      1. Подать, налог, сбор, взимавшиеся князем, военачальником и т.п. со своих подданных или победителем с побежденного племени, народа (на Руси IX-XIII вв. и некоторых других странах).
      2. Плата за что-л.
    2. устар. Приношение, пожертвование; дар.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

дань

— термин древнерусского финансового права. Древнерусские летописные своды употребляют его прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные племена славянские платили своим победителям: на С — варягам, на Ю — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Как скоро выходцы-норманны превратились в оседлых русских князей, Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимою населением государству. Старая Д., как контрибуция, платилась не с головы, а с плуга или с дыма, т. е. либо с известного количества пашни, либо со двора. В XI, XII и первой половине XIII вв. Д. была прямою податью. В XIII в. вследствие татарского разгрома Русь опять знакомится с Д. как военною контрибуцией, взимаемой теперь в пользу ханов Золотой Орды. Д. как подать и теперь, однако, не исчезла; она взималась вместе с Д. татарскою и таким образом как бы слилась с нею. С прекращением платежа Д. в Орду Д. — прямая подать снова получает самостоятельное значение. Новостью во время взимания татарской дани было так называемое "число", установившее размеры Д. в обязательном для князей окладе, именно по полугривне с сохи, а "в сохе числиша два мужи работники"; та же единица обложения действовала и при взимании Д.-прямой подати. К началу XVII в. Д., или данными деньгами, стали называть целую группу налогов, а именно, кроме древней прямой подати (Д. в собственном смысле — подати, некогда имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как пищальные и емчужные деньги; военно-инженерное, как сбор за городовое и засечное дело; административное, как сбор за наместнич. корм и доход, казначеевы и дьячьи пошлины. Все Д. деньги собирались с одних и тех же окладных единиц, а с 20-х г. XVII в. — с одного и того же количества этих единиц. Входя в состав окладных государственных доходов, Д. нередко в XVII в. называется вообще сбором "с сошного письма" или "с живущих вытей", причем в местностях, впервые заселенных в XVII в., ее не заметно, как, напр., в местностях городов Севского и Белгородского полка. Д. вместе с оброком составляла одну группу доходов Московского государства, носившую особое название четвертных доходов и поступавшую в особые финансовые учреждения, так назыв. четверти (Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская и Новгородская). К концу XVII в. в этой группе доходов все более и более выступают вперед оброчные деньги. Вообще Д. в финансовой истории Московского государства XVII в. не играет почти никакой роли. Наиболее типичным примером может служить таблица доходов с Нижнего Новгорода: в общей сумме доходов с города и уезда Д. занимает, если не принимать во внимание неокладных сборов, последнее место, именно: в 1614 г. Д. составляет всего лишь 3%, в 1619 г. — 1,1% и в 1620 г. — 1%. 5 сентября 1679 г. решено было все старые прямые подати данные, стрелецкие, ямские и полоняничные отставить "до валовых писцов" и брать вместо всех них по 1 р. 30 к. с двора в стрелецкий приказ. В 1681 г. эта временная подать под именем стрелецкой превратилась в постоянную, видоизменившись в окладе, и окончательно заменила собою всю категорию податей "с сошного письма" или "четвертных"; уцелели только оброчные подати да ямские и полоняничные, в течение всего XVII в. сохранявшие свою отдельность от исчезнувшей Д. В литературе до последнего времени преобладали довольно сбивчивые и неясные представления о Д. как прямой подати. Главным образом способствовали выяснению термина Д. труды П. H. Милюкова: "Госуд. хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформы Петра В." и "Спорные вопросы финансовой истории Московского государства"; в первом труде указана литература вопроса.

В. Сторожев.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово дань может быть

Предложения со словом дань

  • Но им, несомненно, удавалось получить некую дань, бескровную и вряд ли ощутимую для планет с миллиардным населением, где жизнь человеческая стоила меньше отраженной в зеркале горсти песка.
  • Сенмут выяснил это на третий день, затем намекнул Туати, что есть места похуже третьего порога, и, покинув его в тоске и печали, отправился в обратный путь, прихватив заодно мешки с благовониями и прочей кушитской данью.
  • В Новом Риме это лишь дань традиции, как и многое другое.
  • Это тоже скорее дань традиции, шеф и так в курсе всего происходящего.

Цитаты со словом дань

  • Ненависть к высшим — это невольная дань преклонения низших.
    Чарльз Диккенс, "Повесть о двух городах"
  • Алкоголизм — это порождение варварства — мертвой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского.
    Джек Лондон
  • Слеза есть движение вспять, дань будущего прошлому. Или же она есть результат вычитания большего из меньшего: красоты из человека. То же верно и для любви, ибо и любовь больше того, кто любит.
    Иосиф Бродский
  • Слеза есть движение вспять, дань будущего прошлому. Или же она есть результат вычитания большего из меньшего: красоты из человека. То же верно и для любви, ибо и любовь больше того, кто любит.
    Иосиф Бродский
  • Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их; желая быть впереди них, он становится позади. Вот почему, хотя его место выше людей, они не чувствуют его тяжести; хотя его место впереди них, они не считают это оскорблением.
    Лао-цзы