дань, дани, жен. (книж.).
1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам.
2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому-чему-нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести дань уважения кому или чему-нибудь.
• Отдать дань природе - см. природа.
натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в процессе складывания государства дань, взимавшаяся с племен, приобретала значение налога, а в результате пожалования права сбора дани дружинникам, духовенству, знати трансформировалась в феодальную ренту. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью (деньгами, натурой, в том числе мехами). Появление форм собственности на землю обусловило получение феодалами права взимания дани и ее превращению в феодальную ренту. На Руси 11-16 веков слово «дань» означало и налог князю, и ренту землевладельцу. В 13-15 веках привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты дани. С образованием единого Русского государства на рубеже 15-16 веков дань стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Она была отменена в 1679 году после объединения важнейших прямых налогов в один - стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных причтов церковную дань (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 веках специальная дань взималась с русских земель в пользу Золотой Орды (ордынский «выход»).
принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения.
Отдавать (или платить) дань природе -
1) воздавать должное кому-либо, чему-либо, оценивать по достоинству кого-либо, что-либо
2) следовать чему-либо, считаться с чем-либо, терпеть что-либо
Отдать дань природе - поступить сообразно своим свойствам.
принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения.
, пошлина, подать
у древних евреев во времена Ветхого Завета было два рода податей: церковная и гражданская. Каждый израильтянин должен был в течение 20 лет давать деньги на храм в качестве выкупа за свою душу. После Вавилонского плена этот закон распространился на всех евреев, живших вне Палестины. Когда к власти над Израилем пришли цари, у евреев появился еще один вид подати: гражданская. Особенно высокими были налоги при царе Соломоне. Затем, когда над Израилем воцарился его сын Ровоам, иудеи попросили его уменьшить подати, в чем молодой царь им грубо отказал. Не получив желаемого от нового царя, иудеи разделили свою страну на два царства: Израиль и Иудею. После того как последняя была завоевана римлянами, евреи стали платить подати кесарю. Кроме того, появились подати с торговли, дорожная пошлина и множество других, что вызывало в народе постоянный ропот. Иисус Христос и Его ученики внушали верующим не противиться исполнению своих гражданских обязанностей: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея, 22, 21). Сам Господь, беседуя с апостолом Петром, говорил, что Он как Божий Сын может не платить подати, но чтобы предупредить недоразумения, сотворил чудо: Он велел Петру идти на море и забросить удочку. Тот сделал так, как ему было сказано, и поймал рыбу, во рту у которой обнаружил четыре драхмы (статир), тогда он смог заплатить за Господа и за себя самого (Евангелие от Матфея, 17, 27).
, -и, ж.
1. В старину: сбор, налог с населения; налог, взимаемый победителем с побеждённого народа.
* Собирать дань. *
2. перен. Необходимая или невольная уступка.
* Дань традиции. Дань времени. Дань моде. *
♦ Приносить (отдавать) дань любви (уважению, дружбе и т.п.). Выразить любовь, уважение и т.п. в знак признания каких-н. качеств, поступков.
д. в Корткеросском р-не. Расположена на лев. стороне р. Локчим. В 1859 г.—Даньская (Дань). На карте 1918 г.—Даньская. Названа по личному имени первого поселенца Даниила Забоева, который приехал сюда из д. Кочпон. В настоящее время в деревне преобладает фамилия Забоев.
Syn: подношение
натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11-16 вв. слово "дань" означало налог и феодальную ренту. В 13-15 вв. дань ("выход") собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.
ДАНЬ, и, ж.
1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.
2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чемун. (книжн.). Принести д. уважения комун.
3. перен., чему. Вынужденная уступка чемун. Д. моде. Д. традиции.
• Отдать дань кому-чему оценить в полной мере. Нужно отдать дань его находчивости (он очень находчив).
— термин древнерусского финансового права. Древнерусские летописные своды употребляют его прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные племена славянские платили своим победителям: на С — варягам, на Ю — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Как скоро выходцы-норманны превратились в оседлых русских князей, Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимою населением государству. Старая Д., как контрибуция, платилась не с головы, а с плуга или с дыма, т. е. либо с известного количества пашни, либо со двора. В XI, XII и первой половине XIII вв. Д. была прямою податью. В XIII в. вследствие татарского разгрома Русь опять знакомится с Д. как военною контрибуцией, взимаемой теперь в пользу ханов Золотой Орды. Д. как подать и теперь, однако, не исчезла; она взималась вместе с Д. татарскою и таким образом как бы слилась с нею. С прекращением платежа Д. в Орду Д. — прямая подать снова получает самостоятельное значение. Новостью во время взимания татарской дани было так называемое "число", установившее размеры Д. в обязательном для князей окладе, именно по полугривне с сохи, а "в сохе числиша два мужи работники"; та же единица обложения действовала и при взимании Д.-прямой подати. К началу XVII в. Д., или данными деньгами, стали называть целую группу налогов, а именно, кроме древней прямой подати (Д. в собственном смысле — подати, некогда имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как пищальные и емчужные деньги; военно-инженерное, как сбор за городовое и засечное дело; административное, как сбор за наместнич. корм и доход, казначеевы и дьячьи пошлины. Все Д. деньги собирались с одних и тех же окладных единиц, а с 20-х г. XVII в. — с одного и того же количества этих единиц. Входя в состав окладных государственных доходов, Д. нередко в XVII в. называется вообще сбором "с сошного письма" или "с живущих вытей", причем в местностях, впервые заселенных в XVII в., ее не заметно, как, напр., в местностях городов Севского и Белгородского полка. Д. вместе с оброком составляла одну группу доходов Московского государства, носившую особое название четвертных доходов и поступавшую в особые финансовые учреждения, так назыв. четверти (Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская и Новгородская). К концу XVII в. в этой группе доходов все более и более выступают вперед оброчные деньги. Вообще Д. в финансовой истории Московского государства XVII в. не играет почти никакой роли. Наиболее типичным примером может служить таблица доходов с Нижнего Новгорода: в общей сумме доходов с города и уезда Д. занимает, если не принимать во внимание неокладных сборов, последнее место, именно: в 1614 г. Д. составляет всего лишь 3%, в 1619 г. — 1,1% и в 1620 г. — 1%. 5 сентября 1679 г. решено было все старые прямые подати данные, стрелецкие, ямские и полоняничные отставить "до валовых писцов" и брать вместо всех них по 1 р. 30 к. с двора в стрелецкий приказ. В 1681 г. эта временная подать под именем стрелецкой превратилась в постоянную, видоизменившись в окладе, и окончательно заменила собою всю категорию податей "с сошного письма" или "четвертных"; уцелели только оброчные подати да ямские и полоняничные, в течение всего XVII в. сохранявшие свою отдельность от исчезнувшей Д. В литературе до последнего времени преобладали довольно сбивчивые и неясные представления о Д. как прямой подати. Главным образом способствовали выяснению термина Д. труды П. H. Милюкова: "Госуд. хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформы Петра В." и "Спорные вопросы финансовой истории Московского государства"; в первом труде указана литература вопроса.
В. Сторожев.