древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. Сохранились тексты "Д.", написанные, предположительно, в Новгороде в конце 15 в. и в середине 16 в. (составитель последнего иерей Благовещенского собора Сильвестр). В "Д." входили главы о почитании веры ("духовное строение"), о семейной жизни ("мирское строение"), о ведении хозяйства ("домовое строение"). "Д." во многом основывался на фрагментах Библии. В целом "Д." отражал жизнь русского общества 16 в. и ориентировался на зажиточного хозяина, семьянина, который воспитывал не только собственных детей, но и слуг. Отец должен был учить знаниям ("вежеству") и рукоделию (в широком смысле слова), воспитывать уважение к старшим, вежливость, скромность, честность, трудолюбие и т.д. Воспитание осуществлялось в духе послушания церкви и государству, а также беспрекословного подчинения родителям. Разрешалось применять наказания, но без злоупотреблений. "Д." ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась важнейшая роль матери, хозяйки и воспитательницы ("Похвала женам").
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 76)
, я, м.
1. Свод житейских правил в Московской Руси XVI в.
2. Символ патриархальной старины.
* ► Вы - последователь Домостроя. Вам бы плетку в руки! // Тургенев. Отцы и дети //. *
памятник рус. публицистической и социально-этической мысли XVI в., своеобразный "кодекс морали и поведения" православного жителя Московского царства времен Ивана IV Грозного. Содержит детальную регламентацию различных сторон жизни христианина, начиная с изложения основ Символа веры, обрядов и установлений рус. церкви, обязанностей верующего по отношению к ней, к царю, к власти вообще, к своим ближним, вплоть до наставлений по ведению домашнего хозяйства. Известно несколько списков "Д.", самый ранний из них относится нек-рыми исследователями к кон. XV в. и приписывается перу неизвестного зажиточного новгородца. Окончательная же редакция "Д." принадлежит, по мнению большинства ученых, видному общественному деятелю сер. XVI в., священнику придворного Благовещенского собора Кремля Сильвестру Медведеву. "Д." впервые опубликован (1849) Д. П. Голохвастовым. Он состоит из 64 гл., при этом последняя гл. представляет из себя послание и наказ Сильвестра его сыну Анфиму, повторяющие осн. содержание "Д.". Подобно большинству произв. древне-рус. литературы, "Д." основан на Священном писании, творениях отцов церкви, отдельных положениях, заимствованных из соч. Иоанна Златоуста, сб. "Измарагд", "Златая цепь" и т. д. "Д." рассматривается исследователями в ряду др. как отечественных ("Поучение" Владимира Мономаха), так и западноевропейских поучений и нравоучительных семей-но-бытовых соч. Домостроительство понимается в нем в широком смысле, не просто как строительство жилища, а как "строительство мира" - "земного дома" человека. Главной стороной этого процесса для православного является верное следование божественным заветам: вера в святую, неразделимую Троицу, в воплощение Иисуса Христа - Сына Божьего, в родившую его Богородицу, в воскресение мертвых и т. д. В обязанность подлинного христианина вменяется строгое соблюдение всех предписанных церковью обрядов, почитание священнического и монашеского чина, помощь больным, убогим, страждущим и т. д. Еще одна важная христианская добродетель, по мысли автора "Д.", - беспрекословное подчинение властям, т. к. цари и князья есть посланники Божий для борьбы со злом мира, и кто ям противится, противится самому Богу. Одной из главнейших сторон жизни человека, считает автор "Д.", является также "строительство" собственного дома, своей семьи. В этой области осн. обязанность христианина - воспитание детей в "страхе Божием", в почитании родителей, обучение их ремеслу и т. д. Родители в ответе за прегрешения своих детей. Подобно тому как в об-ве в целом необходимо беспрекословно подчиняться царю и властям, так в семье - ее главе, "господину". Глава семьи в свою очередь должен управлять домом по справедливости, всячески заботясь о его благосостоянии и процветании. Хозяйственность, рачительность, бережливость для автора "Д." - христианские добродетели. Такое заинтересованное отношение к материальной и обрядовой стороне жизни свидетельствует о приверженности традиции, идущей от Иосифа Волоцкого и др. стяжателей.
♦ С о ч.: Домострой по коншинскому списку и подобным / Подготовка текста А. Орлова. М., 1908–1910. Кн. 1–2; Домострой. Спб., 1992.
◘ Л и т.: Некрасов И. С. Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя. М., 1873; Орлов А. С. Домострой. Исследование. М., 1917. Ч. 1.
Е. Н. Бутузкина
памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. Составлен при участии священника Сильвестра.
ДОМОСТРОЙ, я, м.
1. Патриархально-суровый и косный семейный быт [по назв. старинного русского свода житейских правил].
2. Хороший хозяин, устроитель порядка в своём доме (стар.).
| ж. домостройка, и (ко 2 знач.).
| прил. домостроевский, ая, ое (к 1 знач.). Домостроевские нравы.
м.
Русский письменный памятник XVI в., содержащий свод житейских правил и
наставлений, требующих беспрекословного повиновения главе семьи.
м.
Семейный уклад, характеризующийся патриархальной суровостью и косностью.