(греч. «распространение»)
напряженное, прилежное моление всех присутствующих на богослужении в храме; встречается в богослужебных текстах, начиная со II в. Различают четыре вида ектений: великая, малая, сугубая и просительная. Ектения делится на ряд кратких прошений, прерываемых пением молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Эти прошения по древней традиции возглашаются диаконом, почему ектении в древних памятниках назывались «диаконства». Ввиду того что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется в основном в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих на предметы ее. Но по временам (на великой ектении – в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной – в начале) это приглашение возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси...», «Помилуй нас, Боже...»).
(греч. - усердие) - ряд молитвенных прошений, составляющих существенную часть любого церковного богослужения. Возглашается диаконом (или священником, если он служит без диакона). Каждое прошение сопровождается одним из припевов: "Господи, помилуй", "Подай, Господи", "Тебе, Господи".
(греч. «прошение») ряд призывов к молитве, произносимые диаконом или священником.
(греч. тянуть) - молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится дьяконом или священником, заключительный возглас - священником. После каждого прошения хор поет "Господи, помилуй" или "Подай, Господи". Ектений различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения - наиболее полная (около десяти прошений), малая - из одного прошения, сугубая (т.е. усиленная), просительная и др. На различных богослужениях в ектению вставляются прошения, относящиеся к данному богослужению. Употребление в богослужении ектений начинается со II - III вв.
особое молитвословие, состоящее из многочисленных прошений и заключительного возгласа.
В больших храмах ектению обычно читает дьякон, а в малых – священник. В обоих случаях заключительный возглас по ектении произносит священник. На каждое прошение хор отвечает «Господи помилуй», «Тебе, Господи» или «Подай Господи». На сугубой ектении хор отвечает дьякону тройным «Господи, помилуй». Ектении отличаются друг от друга как по содержанию, так и по количеству прошений. Самой полной и объемной считается Великая ектения, которая содержит примерно десять прошений. На разных службах в ектению добавляют прошения, соответствующие смыслу данного богослужения.
1) ♦ (ENG suffrages)
(лат. suf-fragia - молитвенные прошения)
в Западной церкви - часть литургии, когда читаются просительные и заступнические молитвы;
2) ♦ (ENG ectene)
(греч. ekteneia - прилежная молитва; ср. Деян. 12:5)
короткая литургическая молитва в Восточной церкви в форме литании, в к-рой дьякон возглашает прошение, сопровождаемое хором или словами прихожан: "Господи, помилуй" ("Kyrie Eleison").
ЕКТЕНИЯ, и и ЕКТЕНЬЯ, и, ж. Ряд молитвенных прошений, произносимых дьяконом или священником при богослужении от имени верующих. Великая е. (в пасхальную ночь).
ж. устар.
см. ектенья.
(буквально по-гречески — распространение) — название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника (см.); каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: "Господи помилуй, подай Господи, тебе Господи". Главные виды Е.: великая, просительная, сугубая и малая. Великая Е., начинающаяся словами: "миром (т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся", — самая древняя; основной текст ее читается еще у Климента Александрийского († в 217 г.). Сугубая Е. начинается словами: "рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем" (Господи помилуй). В Е. просительной молящиеся просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна; ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде Христовом. К исчисленными прошениям, к великой и сугубой Е., по распоряжению высшего церковного управления, нередко на время присоединяются другие, имеющие отношение к каким-либо чрезвычайным обстоятельствам времени (например, во время эпидемий). Малая Е. состоит лишь из трех возгласов и начинается словами: "паки и паки Господу помолимся". Кроме исчисленных четырех главных Е., есть еще Е.: 1) об оглашенных (остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе Е. произносятся на литургии, а последняя, кроме того, — на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т. д.) произносятся особые Е., содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.